В Украине более 6 000 юридических лиц имеют среди учредителей или бенефициаров кипрские компании или граждан. Среди украинских представителей чаще всего встречаются малые предприятия из отраслей недвижимости, торговли и финансов. К таким выводам в исследовании бизнес-связей между Украиной и Кипром пришли аналитики YouControl, сообщает медиа ресурс Минфин.
Еще недавно Кипр считался оффшорной государством и скрывал реальных владельцев зарегистрированного там бизнеса. Но после вступления в ЕС реестры кипрских компаний стали значительно более прозрачными, говорится в исследовании YouControl.
Теперь установить, кто действительно владеет украинским фирмой, через кипрского посредника стало значительно проще.
Кипр до сих пор остается для Украины одним из важнейших финансовых партнеров. По данным Нацбанка, за 2019 год основной страной-источником прямых иностранных инвестиций в капитал Украины был именно Кипр с более $16 млрд, что почти на $ 3 млрд больше, чем в 2018 и составляет около трети от всех поступлений.
В Украине более 6 000 юридических лиц имеют среди учредителей или бенефициаров кипрские компании или граждан.
Кипрские компании присутствуют в около 30 % юрлиц с иностранными учредителями и являются популярным местом среди других юрисдикций. Почти один процент (а точнее 0,86 %) обществ с ограниченной ответственностью (ООО) различных форм участия имеют среди учредителей или бенефициаров кипрскую компанию.
В частных акционерных обществах (АО) эта цифра значительно больше — кипрский «след» заметен в каждой 15-й ЧАО. В основном — в сферах тяжелой промышленности, страхования, недвижимости и коммуникаций. Юристы объясняют присутствие киприотов в акционерных обществах тем, что это — отголоски приватизации еще 90-х годов, и в основном по этим кипрскими компаниями стоят украинские олигархи.
Что привлекает украинцев регистрировать в бизнес на Кипре
Роль кипрских компаний за то время, что прошло с бурных 90-х, когда они впервые начали появляться в структуре украинских предприятий, сильно изменилась. Если в то время в оффшорных юрисдикциях прятались реальные владельцы предприятий, то сейчас Кипр — это скорее налоговый рай и «окно в Европу» благодаря системе английского права, которая применяется в стране.
Но не только это привлекает украинцев регистрировать бизнес на острове. «Отдельно можно отметить и давнюю привычку украинских олигархов регистрировать бизнес на Кипре, но не для анонимности, а чтобы защитить его от возможных арестов по уголовным производствам или рейдерства», — говорит заместитель исполнительного директора Центра противодействия коррупции Елена Щербань.
Чем занимаются эти компании
Большинство компаний, которые имеют кипрских бенефициаров, работают в сфере услуг. Аналитики YouControl проанализировали Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей и общественных формирований (ЕГР) и подсчитали, что 1 986 компаний, имеющих островную прописку своих основателей, работают в сфере недвижимости, 1 116 — в оптовой и розничной торговле, а 326 предоставляют различные финансовые услуги. Связаны с кипрскими юридическими и физическими лицами 226 производителей электроэнергии и 209 фирм, занимающихся выращиванием зерновых.
Большая часть этих компаний принадлежит к малому бизнесу с оборотом менее 2 миллионов евро. Таких компаний аналитики насчитали 2 388. Значительно меньше в списке оказалось представителей среднего и крупного бизнеса — 554 и 459 соответственно.
Как определили аналитики YouControl, крупнейшие по выручке компании с кипрским капиталом относятся к тяжелой промышленности, энергетике, сфере торговли, сельского хозяйства и транспорта. Большинство из них имеет только кипрские компании в своем составе.
Как это регулирует украинское законодательство
Согласно украинскому законодательству Кипр относится к государствам, операции с контрагентами которых „контролируемы“. Соответственно, к ним могут применяться принципы налоговой корректировки.
Также, если учредитель зарегистрирован на Кипре, это может свидетельствовать о том, что бенефициарные владельцы пытаются скрыть свою причастность к бизнесу. Это может стать рисковым фактором, особенно в соответствии с нововведениями в сфере финансового мониторинга в 2020 году в Украине.