Все более очевидным становится тот факт, что США играют грязную двойную игру в Украине. Но предательство началось еще с политики уступок, которую установил Барак Обама. Американская репутация как гаранта политической стабильности в сфере безопасности уже на грани краха, пишет Стефан Хедлунд.
В середине августа талибы в Кабуле отметили третью годовщину хаотичного вывода американских войск. Праздновали они крупным парадом, на котором демонстрировалось множество американского оружия, фактически переданного им в подарок, включая вертолеты и колонны бронетехники. Кадры с этого парада стали наглядной иллюстрацией ускоряющегося упадка американской сверхдержавы.
Бегство с поджатым хвостом сопровождалось оставлением на произвол судьбы множества афганцев, сотрудничавших с американскими силами. В спешке они даже «забыли» предупредить своих союзников, что вынудило тех тоже панически отступать, бросая афганских союзников. Времени на уничтожение вертолетов и бронетехники, стоящих аккуратными рядами, тоже не нашлось.
Но самым серьезным последствием этого унизительного бегства стало то, что именно тогда Путин понял, что США настолько ослабли, что настало время нанести удар по Украине. Хотя российская оценка воли и способности Украины к сопротивлению оказалась глубоко ошибочной, Путин оказался прав в отношении Америки. Главной чертой позиции Джо Байдена стало почти патологическое стремление избежать эскалации войны. Корни этого трагического исхода заложены еще в президентских выборах ноября 2008 года.
Когда американцы пришли на избирательные участки, Россия уже бросила вызов международному порядку безопасности, вторгнувшись в Грузию. Если бы сенатор-республиканец Джон Маккейн выиграл выборы, он, вероятно, как президент продолжил бы линию Рональда Рейгана и начал бы борьбу с «империей зла». Когда Россия в начале 2014 года вторглась в Украину, Маккейн ясно показал, что лучше многих понимал намерения России. И в резком контрасте со своими оппонентами, он пользовался большим уважением как среди демократов, так и среди республиканцев.
На этом фоне особенно прискорбно, что победу на выборах 2008 года одержал Барак Обама, который в январе 2009 года был приведен к присяге как президент. В отличие от героя войны Маккейна, собственный опыт Обамы в военных конфликтах был нулевым, а его вовлеченность в вопросы внешней и оборонной политики значительно уступала его интересу к внутренним и гражданским правам.
Первым крупным внешнеполитическим шагом Обамы стало стремление к «перезагрузке» отношений с Россией. Уже в марте 2009 года тогдашний госсекретарь Хиллари Клинтон встретилась с ее российским коллегой Сергеем Лавровым. С широкими улыбками они нажали на большую красную кнопку, символизируя, что война в Грузии не должна влиять на отношения между США и Россией, несмотря на то, что Грузия направила свои войска на помощь США в Ираке и Афганистане.
Когда Россия в феврале 2014 года вторглась в Украину, реакция Обамы была вполне предсказуемой: он отвел взгляд. Когда Россия в сентябре 2015 года начала интервенцию в Сирию для спасения диктатора Башара Асада, Обама продолжил свою политику уступок. Несмотря на явное презрение России к международному правопорядку и человеческим жизням, лидер «свободного мира» ограничился элегантными речами о «красных линиях», которые на практике оказались пустой риторикой. Путин внимательно слушал и учился.
После паузы с Дональдом Трампом на посту президента, в январе 2017 года к власти пришел Джо Байден. В период своего вице-президентства при Обаме он помогал формировать целую культуру политики уступок, которая включала не только Россию. Советник по национальной безопасности Джейк Салливан также сыграл значительную роль в политике уступок в отношении Ирана.
Первоначальная американская реакция на полномасштабное вторжение России в феврале 2022 года заключалась в заявлении о поддержке Украины «до победного конца». Государственный секретарь Энтони Блинкен и министр обороны Ллойд Остин были частыми и желанными гостями в Киеве. Однако вскоре стало ясно, что Байден ведет двойную игру, суть которой в том, чтобы ни одна из сторон не могла одержать победу на поле боя. Пока США снабжали Украину оборонительным оружием, достаточным, чтобы предотвратить победу России, они отказывались передавать наступательные вооружения, которые могли бы привести к поражению России.
Стоит отметить, что помощь США, выраженная в процентах от ВВП, была значительно меньше, чем у ряда европейских стран, что она составляет лишь несколько процентов бюджета Пентагона, а большая часть средств, выделенных в качестве помощи Украине, оставалась в США и использовалась для заказа новой техники для американских вооруженных сил. США также имеют значительные запасы списанного оружия, которое президент имеет право объявить излишним и передать Украине бесплатно. Однако Байден отказался использовать даже те средства, которые были выделены. В прошлом году он заморозил помощь на сумму 1,5 миллиарда долларов, а 30 сентября этого года заморозятся еще 6 миллиардов долларов, которые так нужны Украине.
Особенно возмутительно, что Байден и Салливан не только отказались поставлять передовые американские вооружения, но и активно блокировали поставки передового оружия из других стран. Когда Дания и Нидерланды создали коалицию для помощи Украине в получении американских истребителей F-16, США стали вставлять палки в колеса. Самолеты должны были быть поставлены уже к концу 2023 года, но первые из них прибыли только в августе, и то всего несколько штук. По словам премьер-министра Дании Метте Фредериксен, они были готовы передать свои самолеты сразу после полномасштабного вторжения. Если у Дании есть высокая степень доверия, то у США – нулевая.
С каждым днем все яснее, что США хотели завершить войну еще в прошлом году путем переговоров, на которых Россия могла бы сохранить значительные территории. Когда Украина отказалась сдаться и продолжила борьбу, США ответили сокращением военной помощи, которая сейчас является лишь каплей по сравнению с тем, что было год назад.
Когда Россия начала кампанию террористических бомбардировок гражданских объектов в Украине, Байден отказался предоставить Украине ее законное право на удар по военным целям на территории России. Еще более возмутительно, что он запретил использование дальнобойного оружия, предоставленного Францией и Великобританией, несмотря на то, что эти страны не накладывали никаких ограничений. Фактически это означает, что США позволяют России безнаказанно бомбить Украину, стремясь принудить ее к капитуляции.
Последствия трусости Байдена и его предательства Украины уже начали сказываться на глобальном порядке безопасности. Американская репутация как гаранта стабильности близка к краху.
На Ближнем Востоке политика уступок в отношении Ирана привела к тому, что традиционные союзники США ищут новых друзей в странных альянсах: Саудовская Аравия, ОАЭ, Египет, Иран и Эфиопия уже присоединились к BRICS, возглавляемым Китаем, а Турция, член НАТО, также подала заявку на вступление.
СТЕФАН ХЕДЛУНД
Оригинал: https://timbro.se/smedjan/den-amerikanska-supermaktens-forfall/