Москва отчаянно пытается представить свой провал в Украине как победу, но удастся ли ей это?

Приближается дата инаугурации избранного президента США Дональда Трампа, а вместе с ней и разговоры об условиях и гарантиях, необходимых для прекращения огня между двумя славянскими народами, у каждого из которых свои требования и свое видение для его достижения.

24 февраля этого года исполнится три года с момента полномасштабного вторжения России в Украину. Несмотря на попытки Москвы представить результат своего безрассудства как победу, так называемая «СВО» (специальная военная операция) оказалась для российских войск далеко не легкой прогулкой по парку.
По самым скромным оценкам западных спецслужб, включая недавние заявления Дональда Трампа, потери России в личном составе составляют не менее 600 000 человек. Сотни и тысячи единиц военной техники превращены в металлолом, а российский военно-промышленный комплекс с трудом справляется с образовавшимся дефицитом.
Если говорить об экономическом аспекте, то едва ли можно найти хоть один аргумент в пользу победного нарратива. В первые месяцы «СВО» Россию покинуло до миллиона квалифицированных и образованных граждан, а продолжающийся приток выходцев из Средней Азии указывает на серьезный кадровый голод в стране, вызванный в первую очередь огромными потерями на фронте.
Выделение трети годового бюджета на военные нужды привело к образованию дыр в других отраслях экономики и социальной сфере. Ежемесячно в России происходит не менее 6 тысяч коммунальных аварий, инфляция к концу 2024 года составила почти 10 %, а тарифы ЖКХ в этом году вырастут на 12 %.
Внешняя торговля и внешняя политика России также переживают кризис. Под давлением санкций Россия потеряла свои лучшие рынки газа и нефти, уступив их странам ОПЕК и США. Порядка 300 млрд. долларов в золотовалютных резервах остаются замороженными в западных банках, с перспективой использования их в качестве репараций для Украины.

Это привело к тому, что Москва вынуждена продавать энергоресурсы Индии и Китаю по беспрецедентно низким ценам. А в случае с последним она даже одобрила вырубку лесов в Сибири и на Дальнем Востоке, передав более миллиона гектаров российской земли китайским компаниям в долгосрочную аренду, в противовес чуть более 67 тысячам квадратных метров украинской земли, захваченной с 2014 года.
Стоит также вспомнить, что предлогом для «СВО» было предотвращение расширения НАТО на восток, но и здесь все пошло не так. Напротив, граница НАТО с Россией удвоилась почти за три года за счет присоединения Финляндии в 2023 году, а затем Швеции в 2024 году.
С точки зрения репутации Владимир Путин продолжает возглавлять список неудачников среди мировых лидеров. Его политическая недальновидность заставила другие, некогда союзные государства, в частности из ОДКБ, дважды подумать о перспективах сближения с Москвой. А провал российской кампании в Сирии окончательно подорвал доверие к российскому лидеру.
Справедливости ради стоит отметить, что пресловутые «красные линии» Кремля, как выяснилось, тоже имеют тенденцию к бесконечному расширению, как показали последние месяцы войны. Поставка украинским войскам самолетов F16, равно как и разрешение Белого дома на обстрел российской территории ракетами большой дальности ATACMS, не привели ни к какой эскалации.
Таким образом, перед президентом Путиным, переизбранным в прошлом году, и его верными пропагандистскими рупорами явно стоит дилемма, под каким углом и в какой перспективе преподносить результаты «СВО» российскому народу в качестве победы. Однако без полной оккупации Донбасса такая возможность будет полностью недостижима.
Но даже здесь предстоит проделать еще много работы. Несмотря на очевидные успехи последнего года, продвигаясь по каждому метру территории Донбасса и занимая там каждое новое село, Россия тратит немыслимые ресурсы, ведь они противостоят украинским силам, которые стойко и эффективно защищаются.

Нельзя не упомянуть и о контрнаступлении вооруженных сил Украины в Курской области, с захватом более 100 населенных пунктов уже на территории самого агрессора. По сей день Россия не может вытеснить оттуда украинцев и даже была вынуждена обратиться за помощью к КНДР, но, как оказалось, даже такая отчаянная мера не принесла ожидаемого результата.
Суммируя все факты и аргументы, можно сделать очень простой вывод. Хотя обе стороны военного конфликта пытаются выйти из ситуации победителями, ни одна из них, скорее всего, не сможет добиться полного успеха. В конце концов, и Россия, и Украина находятся на грани своего военного и экономического потенциала.
Подписание документа о прекращении огня во многом будет зависеть от решения избранного президента Дональда Трампа и позиции китайских коллег по этому вопросу. К счастью, обе стороны понимают необходимость немедленно положить конец и без того затянувшемуся кровопролитию в Восточной Европе. Украине нужны гарантии неприкосновенности ее границ со стороны России в будущем, а России нужны хоть какие-то аргументы для своих граждан, что «СВО» была не напрасной.
Какие бы пункты и компромиссы мы ни увидели в этом документе на момент его подписания, вполне вероятно, что Россию ждет сложный период перестройки и турбулентности. Продать народу кусок разрушенной до основания украинской земли в качестве победы, после всех жертв и усилий, — задача не из легких.
Кроме того, США не заинтересованы в безоговорочной победе России. Ведь в этом случае она вдохновит другие авторитарные страны и радикальные группировки на силовое изменение государственных границ, что будет означать новые войны и кровопролитие.
Украина же, напротив, выдержала натиск российских войск, превосходящих ее по силе и ресурсам, и не потеряла свою независимость и суверенитет, хотя и не без помощи западных союзников. Поэтому в глобальном контексте она победила, не в тех масштабах, которые планировались, но все же.

Оригинал статьи