Татар говорит, что для встречи с Христодулидисом по кипрской проблеме «дата назначена». Представитель президента отрицает это

Лидер турок-киприотов Эрсин Татар в пятницу вечером объявил, что встретится с президентом Никосом Христодулидисом либо 20, либо 21 января, и что запланированная «расширенная встреча» по кипрской проблеме состоится в середине марта, сообщает Cyprus Mail.

Он выступал на новогоднем приеме в своей официальной резиденции на севере Никосии и сказал, что расширенная встреча — это «наше предложение», добавив, что «мы продолжаем нашу политику поиска решения на основе двух государств вместе с нашей родиной, Турецкой Республикой».

Однако заместитель пресс-секретаря правительства Яннис Антониу опроверг информацию о назначении такой даты, заявив газете Cyprus Mail: «У нас пока ничего нет, нам не сообщали о такой дате».

Отсутствие согласия по поводу того, достигнута ли договоренность о дате встречи двух лидеров, которая будет посвящена вопросу о пунктах пропуска, перекликается с аналогичным спором в августе по поводу трехсторонней встречи с участием Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша, которую Христодулидис объявил, что назначил на 13 августа.

Через день Татар ответил, что его не приглашали на такую встречу, и что даже если бы его пригласили, он бы на ней не присутствовал, а представитель ООН Фархан Хак сказал тогда газете Cyprus Mail, что, «насколько мне известно, никаких приглашений не рассылалось».

Представитель правительства Константинос Летимбиотис сказал, что это заявление просто означает, что ООН не присылала официального приглашения, и что и Христодулидес, и Татар были «проинформированы» о перспективе встречи.

Теперь же Татар объявляет дату встречи, а греко-кипрская сторона отрицает этот план.

Помимо объявления дат будущих встреч, Татар также рассказал на пятничном приеме, что он позвонил президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву и «попросил его о поддержке».

«Наша поддержка со стороны важных стран растет. Это делает меня счастливым. Наш статус двух государств подошел к определенному моменту. Если на Кипре и будет решение, то оно появится в соответствии с реалиями Кипра», — сказал он.

Этот комментарий прозвучал на фоне кажущегося сдвига в позиции Азербайджана по кипрской проблеме в сторону от перспективы решения на основе двух государств.

Ранее в этом месяце министр иностранных дел Константинос и его азербайджанский коллега Джейхун Байрамов встретились в кулуарах саммита Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) на Мальте, причем Байрамов подчеркнул «важность продолжения диалога» между Республикой Кипр и Азербайджаном.

Они также встречались в кулуарах саммита Cop29 в столице Азербайджана Баку в прошлом месяце.

Президент Никос Христодулидис сказал, что та встреча была «встречей, которая, помимо символизма, имеет особое существенное значение», и был принят в Баку как президент Республики Кипр на саммите Cop29.

Ранее Алиев, как сообщается, сказал Эрсину Татару, что он «придает большое значение ТРСК» во время двусторонней встречи, и пригласил Татара посетить саммит Организации тюркских государств (ОТГ), который пройдет в стране в июле.

Азербайджан, похоже, заигрывал с признанием севера, и в июне Алиев заявил, что его страна прилагает «дипломатические усилия» для того, чтобы север стал членом-наблюдателем в OTS. Статус наблюдателя для севера был согласован на саммите лидеров OTS в 2022 году, но парламентская ратификация пяти стран-участниц еще не завершена.

Тогда он добавил, что поддерживает идею о том, чтобы Север стал полноправным членом OTS.

Пятничное выступление стало последним событием на пути к запланированной «расширенной встрече» по кипрской проблеме: на прошлой неделе Татар заявил, что согласен на участие Великобритании в этой встрече.

Он сказал, что встреча пройдет в формате «4+1+1», где «четверка» — это общины киприотов-турок и киприотов-греков, а также Турция и Греция, а два «плюса» — это Организация Объединенных Наций и Великобритания.

Однако он по-прежнему настаивал на том, чтобы Великобритания играла «меньшую» роль в переговорах, а также оставался непоколебим в своем убеждении, что кипрская проблема не может быть решена федеративным решением, несмотря на то, что Греция, Великобритания, ООН и греко-кипрская сторона публично выступали за такое решение.

Окончательное согласие Татара на участие Великобритании в запланированной встрече произошло после того, как он и другие высокопоставленные политики из числа турок-киприотов выступили против этой идеи, а «министр иностранных дел» Тахсин Эртугрулоглу даже раскритиковал позицию Великобритании по кипрской проблеме. Эртугрулоглу заявил, что британский премьер-министр сэр Кейр Стармер «бросил тень на позицию Соединенного Королевства, державы-гаранта» Кипра, когда на прошлой неделе посетил Республику, но не север, добавив, что «хорошо», что Стармер не посетил север.