Новое в научно-техническом шпионаже

Дмитрий Хмельницкий


В 2024 году в России появилась новая международная премия «Открытие» (Discovery). Она присуждается за «научные открытия, которые выполнены за рубежом и вносят вклад в развитие мировой науки». Претендовать на нее может любой иностранный ученый (либо российский гражданин, постоянно проживающий за границей) , сделавший «важное открытие, повлиявшее на развитие науки и технологий предпочтительно (но не обязательно) за последние 10 лет». Подача заявок – с 3 марта по по 20 мая 2024 года.

Премия учреждена Фондом развития научно-культурных связей «Вызов», созданным в 2023 году. Сумма премии – 10 млн рублей (порядка 100 тысяч евро).
На первый взгляд это все выглядит как откровенная вербовка. Россия сейчас обложена со всех сторон санкциями, предельно затрудняющими получение российским ВПК, нужных ему технологий и оборудования. Самостоятельная разработка может продлиться неопределенно долго и не гарантирует успеха. Контакты с иностранными государствами, – дипломатические, научные и культурные – позволявшие раньше спецслужбам свобдно охотиться за научно-промышленными секретами по всему миру, в значительной степени оборваны. В этой ситуации приманка в виде огромных денег, выдаваемых иностранцам за новейшие научные разработки может сработать вполне эффективно. Премия, конечно, одна, но заявок может быть много и с каждым заявителем будет проводиться индивидуальная работа. Собственно, любая такая заявка сама по себе – это декларация о готовности к вербовке, иссходящая из научных кругов Запада и открывающая перед российскими спецслужбами самые заманчивые перспективы.

Научно-технический шпионаж всегда был самой важной задачей советских спецслужб. В автобиографическом романе Виктора Суворова «Аквариум» описана абсолютно реальная ситуация – массовая вербовка сотрудников западных фирм-участниц выставки «Телеком 75» в Женеве, в 1975 году, в которой автор участвовал в качестве добывающего офицера женевской резидентуры ГРУ. Советский Союз находился тогда примерно в такой же ситуации, как сегодня путинская Россия – он лихорадочно нуждался в новейших военно-промышленных технологиях, благоразумно запрещенных на Западе к экспорту в СССР. Оставался только путь контрабанды и шпионажа.

Тогда добыванием на выставке занимались сотрудники резидентур ГРУ из нескольких европейских столиц. А для технического руководства из Москвы прилетела группа специалистов из разных секретных военно-технических ведомств: « Офицеры информации ГРУ, офицеры Военно-промышленного комитета (ВПК) Совета министров СССР, эксперты военной промышленности, конструкторы вооружения. Конечно, ничего этого не вычитаешь в их паспортах. Если верить паспортам, то они из Академии наук, из Министерства внешней торговли, из каких-то несуществующих институтов. Но разве можно верить нашим паспортам?» Сегодня такая лафа уже невозможна. Прямой путь в Западную Европу российским разведчикам и специалистам ВПК перекрыт санкциями. Приходится придумывать новые пути.

Немного предыстории. После развала Советского Союза и ликвидации «железного занавеса» за границу хлынул огромный поток мигрантов из бывшего СССР – миллионы людей. Среди них ученые и студенты, которые за пару десятилетий сделали на Западе научную карьеру. В 90-е годы у реформированных спецслужб появились новые гигантские возможности – их люди беспрепятственно переселялись на Запад в общей массе мигрантов. Кроме того множество сотрудников бывших советских посольств и консульств перешли на положение свободных западных бизнесменов, не прерывая профессиональной деятельности. Но на какое-то время пропал смысл их деятельности – ельцинская Россия декларировала демократические намерения, дружбу с Западом и всяческие благие цели собственного развития. Что интенсивную шпионскую и вербовочную деятельность против демократического мира вроде бы, на первый, исключало. Ну или делало в значительной степени ненужной, раз исчезли главные задачи спецслужб советских времен – борьба с идеологическими врагами и подготовка к третьей мировой войне.

При Путине обе прежние были поставлены заново, а деятельность спецслужб начала стремительно разрастаться. К традиционному шпионажу прибавилась работа с миллионами мигрантов из бывшего СССР и России. В двухтысячные годы для этой работы были созданы специальное ведомство «Россотрудничество» и контролирующиеся им многочисленные агентуры влияния под видом общественных организаций, нацеленных на работу с разными социальными и этнческими группами мигрантов. Возникли ассоциации русской прессы за границей, театров, художников, литераторов, адвокатов, учителей русского языка, выпускников русских вузов, Координационный совет российских соотечественников, Международный совет российских соотечественников и многие другие.
Среди прочих в 2008 году на Первом Международном Семинаре бывших советских учёных во Франции возникла Международная ассоциация русскоговорящих ученых (Russian-speaking Academic Science Association — RASA). С двумя отделениями, европейским и американским (в 2015 г. возникла азиатская секция). Тогда же, в 2008 г. была объявлена правительственная программа по привлечению в Россию бывших советских ученых на очень хороших условиях. На конференцми и семинары RASA приезжали высокопоставленные российские чиновники и сотрудники спецслужб под прикрытием. Например, в 2011 году конференция RASA прошла в Казани с участием Министерства образования и науки, МИД, РОСНАНО, Россотрудничества, фонда «Русский мир» и прочих российских организаций. Министр Фурсенко рассказал там о конкурсе мегагрантов в размере 150 млн рублей, предназначенных «для приглашения ведущих ученых в российские вузы».

В феврале 2016 года заседание Совета RASA состоялось в Берлине, в Русском доме науки и техники, представительстве Россотрудничества в Германии, а де факто — разведывательном центре. Среди старых эмигрантов он носил название «ДК имени Дзержинского». На зседании выступали представители Россотрудничества, торгпредства РФ в ФРГ, советник посольства по науке и технике. Это все по определению – сотрудники спецслужб. И задача у всех одна – вербовка. Доступ к западным техническим секретам. Конференции и семинары RASA, в которых участвовало сразу множество западных ученых с российскими корнями вперемешку с российскими чиновниками, несомненно предоставляли органам необыковенно удобные условия для выборочных вербовок. Скорее всего именно для этого RASA и создавалась.

Для многих ее членов, не знакомых со спецификой российских спецслужб вся эта деятельность могла выглядеть вполне невинно, как чисто научное международное сотрудничество – до поры до времени. Но людям внимательным уже в середине двухтысячных годов было ясно, что российский режим превращается в нечто совсем антидемократическое. А уж после 2014 года никаких сомнений в этом быть не могло.

В феврале 2022 года, после нападения России на Украину иллюзии для большинства членов американсой ветви RASA окочательно рассеялись. Видимо, потому что члены RASA в большинстве своем успешные западное исследователи, финансово независимые от России и чувствующие себя вполне самостоятельно. Короче, американская RASA оказалась действительно общественной организацией, а не марионеточной, на что московские инициаторы ее создания явно не рассчитывали. И единственной в ряду аналогичных ассоциаций, которая прекратила отношения с российским правительством и выступила против путинского режима и путинской политики. Но не вся.

В 2013-2014 годах президентом американского отделения RASA состоял американский профессор Артем Оганов, выпускник МГУ 1997 года, известный химик. В 2015 году Оганов вернулся в Россию и стал профессором Сколтеха. В 2017—2020 годах состоял в Совете по науке и образованию при Президенте РФ. Автору этого текста привелось пересекаться с Огановым в соцсетях еще лет 15 назад. Он уже тогда выступал как идейный патриот-пропутинец, что странным образом противоречило его научной репутации.

Именно Оганов стал председателем научного комитета премии, о которой шла речь в начале статьи. Национальная премия в области будущих технологий «Вызов» была придумана в 2022 году и впервые вручалась в декабре 2023 года российским гражданам в четырех номинациях «Перспектива», «Инженерное решение», «Прорыв», «Ученый года». В 2024 году добавилась новая международная номинация — Discovery («Открытие»). Премиальный фонд – 55 млн. рублей, по 11 миллионов в каждой номинации. Организатор и учредитель премии – специально созданный для этой цели Фонд развития научно-культурных связей «Вызов». Партнёрами Премии выступают Газпромбанк, Госкорпорация «Росатом», Фонд «Росконгресс», при поддержке Правительства Москвы.
Объявлено об этом было в марте 2023 года во время Всемирного фестиваля молодежи в Сочи. Видимо, идея приманивать таким образом иностранных ученых родилась накануне. Потребность в западных технических секретах постоянно растет по мере милитаризации страны и одновременного усиления санкций и международной изоляции России. А возможности их добывания резко уменьшились. Вместе с физической возможностью входить в контакт с их носителями за границей.

Так что идея предложить всем желающим самостоятельно обращаться к российскому правительству, чтобы продать свои научные достижения за очень большие деньги выглядит вполне перспективной. Причем речь идет только о достижениях в технических областях, прямо или косвенно связанных с ВПК. Никаких гумантираев.

Сам этот фестиваль, проведенный по указу Путина с 29 февраля по 7 марта –– массовое пропагандистское действо, вербовочная акциия, в которой участвовали 20 000 человек со всего мира. Срок подачи заявок на премию начинался с 3 марта и закончился 20 мая, так что совершенно очевидно, что это была дополнительная наживка для участников фестиваля, которая, судя по всему сработала.
По словам Оганова были получены 106 заявок из Италии, Германии, Австрии, Китая, Израиля. Премия одна, но ничто не мешает органам работать с остальными заявителями индивидуально и без огласки.

О победителе конкурса на премию «Открытие» будет объявлено в декабре 2024 года. И это само по себе – интрига. В нынешних условиях любой западный ученый, публично и за деньги предоставивший свои научные достижения в распоряжение России, даже, если он не нарушает санкции, все равно ставит крест на свой репутации.

Очень интересно посмотреть, кто на это решится.

 

На фотографии вверху Артем Оганов с Путиным