Контакты между военной хунтой в Буркина-Фасо и российским руководством в Кремле хорошо налажены. Сотрудничество с Россией, к которому все больше склоняется Буркина-Фасо, является «вопросом спроса и предложения», заявил в марте министр иностранных дел правящей в стране военной хунты Карамоко Жан-Мари Траоре на встрече с министром по вопросам экономического сотрудничества и развития ФРГ Свеньей Шульце (Svenja Schulze) в столице Уагадугу. На ее вопрос о новых друзьях Буркина-Фасо Траоре ответил: «Россия — партнер, который уважает наши решения, и российское предложение отвечает нашим потребностям».
«Африканский корпус» в Буркина-Фасо
В конце января в столицу Буркина-Фасо прибыли 100 наемников российского «Африканского корпуса», так стала официально называться ЧВК «Вагнер» после своего ребрендинга осенью 2023 года. В своем Telegram-канале «Африканский корпус» заявил тогда, что будет защищать временного президента Ибрагима Траоре и население страны от террористических атак. В сообщении также говорилось, что подразделение вскоре будет увеличено до 300 человек.
Траоре утверждал, что россияне не воюют против джихадистов, а являются военными инструкторами. Но он не исключил этого в будущем. «Они здесь, чтобы обучить наших людей пользоваться оружием, которое заказало государство Буркина-Фасо», — сказал Нестор Подассе, лидер поддерживающего хунту движения, которое одним из первых опубликовало в социальных сетях фото прибытия российских военных в Уагадугу.
Буркина-Фасо — государство в Западной Африке, одно из самых бедных в мире, с 2015 года охвачено джихадистским террором. Страну терроризируют различные группировки, связанные с «Исламским государством» и «Аль-Каидой», которые также действуют и в соседних Мали и Нигере. Только в прошлом году в стране от него погибло более 8400 человек, из них 2300 гражданских лиц. Власти Буркина-Фасо, по их собственным данным, контролируют две трети, а по оценкам экспертов, не более половины территории страны.
«Африканский корпус» официально представляет интересы Путина в Африке
Размещая наемников «Африканского корпуса» в зоне Сахель, Путин еще раз демонстрирует свое присутствие на континенте, особенно в Западной Африке. По словам российского историка Ирины Филатовой, в будущем наемники из РФ будут действовать в пяти странах: Буркина-Фасо, Ливии, Центральноафриканской Республике (ЦАР), Мали и Нигере.
Однако заметно одно существенное отличие от ЧВК «Вагнер»: «Африканский корпус» подчиняется непосредственно министерству обороны России, в то время как «вагнеровцы» были частной военной компанией из России. В Африке они, как официально утверждалось, боролись с исламистским террором, занимались охраной объектов и лишь неофициально представляли военные интересы Владимира Путина на континенте. ЧВК «Вагнер» возглавлял Евгений Пригожин, который впал в немилость Путина после мятежа в конце июня 2023 года. Спустя два месяца Пригожин и вся верхушка ЧВК «Вагнер» погибли в результате крушения его частного самолета. В «Африканский корпус» перешли некоторые бойцы бывшего ЧВК «Вагнер», другие его наемники в основном набираются в странах, в которых он задействован, говорит Филатова, почетный профессор Университета Квазулу-Натал в ЮАР.
«Участие России в странах Африки служит защите режимов»
Таким образом, Москва усиливает свое влияние в зоне Сахель. По мнению Филатовой, российское подразделение в Буркина-Фасо в настоящее время скорее выполняет функцию телохранителя временного президента Траоре. «Вмешательства российских спецслужб, будь то в Нигере, Мали или Буркина-Фасо, служат, в первую очередь, защите режимов, а не борьбе с джихадистами», — заявил DW французский военный эксперт, генерал Доминик Тринкан.
После захвата власти в Буркина-Фасо в сентябре 2022 года военная хунта дистанцировалась от Франции. Будучи бывшей колониальной державой, Франция была близким партнером африканского государства с момента обретения им независимости. Хунта вынудила Париж вывести свой контингент из страны и начала сотрудничать с Россией. Недавно Буркина-Фасо, а также Нигер и Мали, в которых власть тоже захватили военные, вышли из регионального альянса ЭКОВАС — Экономического сообщества западноафриканских государств.
В Нигере военная хунта, захватившая власть в июле 2023 года, тоже прекратила военное сотрудничество с Францией. Последние французские солдаты покинули страну в декабре. На севере Нигера находится американская военная база с беспилотниками и контингентом в тысячу солдат. В конце марта хунта внезапно в одностороннем порядке разорвала договор с США о военном сотрудничестве, однако пока неизвестно, к каким последствиям это приведет. Месяцем ранее власти Нигера издали указ, согласно которому, военные расходы больше не будут подлежать надзору.
Профессор Военно-морского колледжа США Кристофер Фолкнер уверен, что этот шаг «расширяет возможности хунты заключать сделки с Россией, которые становится труднее отслеживать», а также расширяет в целом ее возможности за счет снижения прозрачности расходов на оборону. «На горизонте появится какая-то сделка» с Россией, сказал Фолкнер агентству AFP.
Разрыв сотрудничества с США и прекращение контроля над военными расходами были «предварительным условием для предстоящего соглашения» между Нигером и Россией, сообщил AFP европейский военный источник, попросивший не называть его имени. Несколько других иностранных источников сообщили AFP, что в хунте Нигера не скрывают намерений заключить соглашение о военном сотрудничестве с Россией.
Стратегическое положение ЦАР
По мере того, как Россия расширяет свое влияние в Африке, все больше выделяется одна страна: Центральноафриканская Республика. В 2018 году она тесно связала себя с Москвой соглашением об обороне и отвела наемникам ЧВК «Вагнер» значительную военную роль в стране. Планируется создать официальную российскую военную базу в Беренго на юге страны, на которой будут размещены 10 000 наемников. В Беренго имеется аэродром и необходимые для военной базы объекты, которые уже использовались ЧВК «Вагнер».
ЦАР имеет стратегически выгодное расположение, и эта база послужит опорной точкой для активной деятельности в других странах Центральной Африки, заявил DW Фидель Гуанджика, министр и специальный советник президента Фостена-Арканжа Туадера.
«Мы хотели увеличения присутствия России в Центральноафриканской Республике, чтобы иметь возможность эффективно вмешиваться в ситуацию в странах региона, если возникнет проблема с терроризмом или «правителями», которые хотят дестабилизировать режимы в Центральной Африке», — сказал Ганджика. По его словам, запрос поступил от властей ЦАР, и после обсуждений россияне выразили готовность начать строительство базы.
Реакция в Буркина-Фасо и ЦАР разная. Население выступало за стабильность в своей стране. Поэтому для многих опыт общения с наемниками из ЧВК «Вагнер» не обязательно был негативным, говорит историк Филатова.
Но есть и критика растущего влияния россиян. Поль Кресент Бенинга, представитель рабочей группы гражданского общества GTSC, считает план властей ЦАР парадоксальным: «У нас такое впечатление, что мы просто перешли в другие руки. Мы освободились от Франции, чтобы склониться под иго России».
Партнерство со странами Африки может принести выгоду Путину
«Путин очень заинтересован в Африке, особенно в Западной Африке. Западные страны говорят, что Россия изолирована. Но Путин демонстрирует, что Африка его поддерживает», — говорит историк Ирина Филатова. На практике «Африканский корпус» действует как инструмент российской внешней политики, по крайней мере, на это надеется Россия.
По мнению российского историка, партнерство России и стран Западной Африки может принести Путину политические дивиденды: «Страны зоны Сахеля могли бы проголосовать за Россию в ООН и вдохновить другие африканские страны сделать то же самое — в Генеральной Ассамблее и, возможно, в Совете Безопасности ООН». Кроме того, Россия преследует экономические интересы в Африке. Регион богат полезными ископаемыми.