За два с лишним года полномасштабной войны РФ против Украины в позиции международного сообщества в отношении спецтрибунала для политического и военного руководства России произошел сдвиг — не в пользу последних. Такого мнения придерживаются как в Киеве, так и на Западе, — пишет DW.
«Я лишь хочу напомнить всем, что разговор о создании специального трибунала по преступлению агрессии начался с однозначного «нет» и отказа всех партнеров», — сказал глава МИД Украины Дмитрий Кулеба на министерской конференции в Гааге о восстановлении правосудия в Украине, прошедшей 2 апреля. — И вот спустя два года мы упираемся лишь в один вопрос, хотя и без сомнения очень важный. Но столько всего было пересмотрено!»
Подтверждает это и подписанная на конференции декларация от имени 44 стран: в ней говорится о приверженности созданию спецтрибунала. «Мы приветствуем значительный прогресс, достигнутый в этом отношении, и призываем заинтересованные государства и международные организации активизировать усилия по обеспечению надежной правовой основы и широкой международной поддержки для завершения этого процесса, — сказано в тексте. — Россия должна ответить за свою агрессивную войну против Украины. На нас, международном сообществе, лежит обязанность соблюдать Устав ООН и гарантировать, что преступление агрессии против Украины не останется безнаказанным».
Спецтрибунал появится уже в этом году?
Международный специальный трибунал будет создан до конца 2024 года — по крайней мере, на это надеется еврокомиссар по юстиции Дидье Рейндерс, с которым побеседовала в кулуарах конференции корреспондентка DW. «Мы ведем дискуссии об этом трибунале с различными международными акторами. И теперь рассматриваются два основных варианта: международный трибунал на основе многостороннего соглашения или упрощенное решение — на основе двустороннего соглашения между Украиной и Советом Европы», — рассказал еврокомиссар.
Кроме того, в ЕС была создана новая система передачи судопроизводства. Так, если в Украине идет уголовный процесс, в том числе по преступлению агрессии, то его можно перенести в подобный спецтрибунал. Рейндерс считает, что создание трибунала находится на последнем этапе. «Следующий шаг — это вопрос политической воли. Сейчас лишь начало года, а к концу года это должно стать возможным», — подытожил он.
Нидерланды готовы разместить спецтрибунал у себя
Нидерланды предложили провести спецтрибунал у себя, что участники конференции также приветствовали. Это было бы логично, ведь Гаагу с ее судами называют столицей мирового правосудия, а главное — именно там работает Международный центр расследования преступления агрессии против Украины, который соседствует с Евроюстом и Международным уголовным судом, расследующим другие преступления, совершенные в результате российской агрессии.
С июля 2023 года в этом центре международная команда прокуроров анализирует улики, переданные разными странами в базу данных, которая была создана специально для этого при Евроюсте. Следователи готовят дело, которое впоследствии и будет передано в спецтрибунал.
И здесь появляется главный процессуальный вызов для спецтрибунала — тот единственный важный вопрос, который упомянул Дмитрий Кулеба. Это иммунитет российской политической верхушки. Как заявил глава Евроюста Ладислав Хамран, чтобы привлечь ее к судебной ответственности, необходимо усилить международное сотрудничество и продвигать законодательные реформы. Дело российской агрессии против Украины заслуживает изменений в международном праве, убежден и Кулеба, поскольку это — один из поворотных моментов в истории.
Как снять иммунитет с «тройки»?
Согласно международному праву, иммунитетом от осуществления иностранной уголовной юрисдикции обладают главы государств, правительств и министры иностранных дел. При этом иммунитет действует только пока они занимают такие должности.
Глава МИД Украины рассказал DW о возможных вариантах решения этой проблемы. К примеру, вопрос снятия иммунитета может быть оставлен на усмотрение самого трибунала. «Существует международная правовая практика, согласно которой трибунал сам решает, какой юрисдикцией он обладает», — сказал Кулеба. Еще одно возможное решение, по его словам, — снятие оговорок по вопросу иммунитета в Международной коалиции (Основной группе, Core group) о создании Специального трибунала по преступлению агрессии против Украины. Министр уточнил, что в этой группе есть ряд стран, «которые говорят: мы не считаем, что эта «тройка» может быть лишена иммунитета». При этом другая часть основной группы выступает против такого видения, а те страны, которые выдвинули оговорку, могут просто ее снять. «В-третьих, существует искусство составления текста. Устав трибунала формулируется так, чтобы решить вопрос иммунитета, создав прецедент, который имеет специальные основания и не будет применяться к другим подобным делам», — пояснил Кулеба.
По его словам, если политики действительно хотят служить правосудию, то юристы и банкиры всегда находят способ — «иначе не состоялся бы ни Нюрнбергский процес, ни Международный трибунал по бывшей Югославии».
Конфискация активов РФ: страны готовы обсуждать
Сдвинулась с мертвой точки и дискуссия об использовании замороженных на Западе суверенных активов РФ: в своей декларации 44 страны — участницы конференции о восстановлении правосудия для Украины поддержали рассмотрение потенциальной конфискации замороженных российских активов. «Мы приветствуем обсуждение в международном сообществе вопроса о возможном использовании иммобилизованных российских суверенных активов и доходов от них в интересах Украины, в соответствии с международным правом и нашими правовыми системами», — гласит документ.
Всего в мире заморожено около 300 млрд евро суверенных активов Центробанка РФ, причем, большая их часть — на территории Евросоюза. До этого речь шла как правило только об использовании доходов от этих активов, но не самих средств. В частности, в Евросоюзе ожидается решение о передаче Киеву сверхприбыли от них — около 3 мрлд евро в год.
Так или иначе, международное сообщество обязалось обеспечить возмещение ущерба нанесенного в результате противозаконных действий РФ в Украине. Первым шагом к этому стало создание реестра ущерба, куда могут обращаться постарадавшие от войны. Следущий этап — учреждение международного органа или механизма для возмещения ущерба. Его также предложили разместить у себя Нидерланды.
Положительная динамика дает надежду Киеву
«Сегодня предмет и тон этого разговора сильно отличаются от того, что было даже год назад, — отметил в беседе с DW в Гааге исполнительный директор Международного реестра ущерба для Украины Маркиян Ключковский. — Динамика очень позитивная, она дает нам основания рассчитывать на то, что консенсус будет достигнут». Он подчеркнул, что идет поиск практических вариантов, приемлемых для стран-участниц.
«Мы понимаем, что в этих вопросах быстро продвигаться очень трудно, — говорит чиновник. — Раньше такого никто не делал. В этом не было необходимости и международное право для этого концептуально не совсем готово». В качестве примера Ключковский привел уникальный проект по созданию международного реестра ущерба: его запустили за 9 месяцев — это «молниеносная скорость». «Хотя, конечно, для Украины даже такая скорость никогда не будет достаточной», — констатировал он.