Министр обороны Косово рассказал о попытках дестабилизации ситуации на Баканах, к которым причастны силы, находящиеся под российским влиянием пишет golosameriki.
Находясь с рабочим визитом в столице США Вашингтоне, округ Колумбия, министр обороны Республики Косово Еюп Мачедонси (Ejup Maqedonci), посетил Центр стратегических и международных исследований (CSIS), где принял участие в обсуждении текущего положения Косово на фоне вторжения России в Украину, а также растущего российского влияния на Балканах.
Косово — молодое независимое государство, территория которого была частью Югославии, страны из так называемого «коммунистического блока», возглавляемого СССР.
«Фактически мы были автономией в составе Югославии и имели по конституции право отделиться. Однако в течение длительного времени, Сербия проводила информационные и другие “активные меры” в северной части Косово с целью дестабилизировать нашу страну, а вместе с тем и весь регион для удержания власти и предотвращения интеграции в Европейский Союз и НАТО стран из распадающейся Югославии. А затем пошли военные провокации. Так началась война на Балканах», — напомнил министр обороны Косово.
Мачедонси отметил, что в настоящий момент, когда прошло более 25 лет после геноцида, проводимого тогда сербскими военными и полицейскими силами в Косово, после этнических чисток и партизанской войны, после вступления сил НАТО в конфликт в 1999 году, когда сербские силы были отброшены на свою территорию, и после обретения независимости в 2008 году, Косово «стремительно движется вперед, добиваясь прогресса не только в экономическом развитии, но и в плане укрепления собственной и региональной безопасности».
Однако, по словам министра обороны, учитывая то, что угроза агрессии со стороны Сербии все равно остается, так как «у границ с Косово Белград построил 48 передовых оперативных баз и продолжает держать свои войска в южной части Сербии», вопросы укрепления обороны Косово не теряют своей актуальности.
Также, по мнению Мачедонси, «наличие сил НАТО на Балканах все еще играет решающую роль в поддержании стабильности в регионе».
«Оно будет оставаться необходимым до тех пор, пока все страны на Западных Балканах не укрепят демократию и не войдут в НАТО», — считает косовский министр, — поскольку не только политика руководства Сербии, но и постоянное стремление России играть деструктивную роль в регионе — представляют опасность для окружающих стран».
Насколько Косово подвержено вредоносному влиянию России?
Мачедонси охарактеризовал институты власти в стране как «демократически ориентированные», а настроения в обществе — как «проамериканские и прозападные», при этом отметив проблемы, периодически «возникающие в стране из среды сербского меньшинства», которое проживает в Косово, и которое находится под влиянием Сербии, которая, «в свою очередь, находится под влиянием России».
«Москва создала в Сербии “российский гуманитарный центр”, километрах в ста от границы с Косово, — заявил министр, — это место является “гражданским прикрытием”. Они там проводят совместную с силами Белграда разведывательную работу среди сербов в Косово, особенно с представителями “параллельных структур” и криминала. Фактически, они поощряют преступников к криминальной активности».
Мачедонси добавил также, что Россия «годами использовала маршруты через границу с Сербией для контрабанды товаров, что приводило к уменьшению уплаты налогов и в течение многих лет влияло на экономику Косово».
«Совсем недавно наши полиция и правительство перекрыли пути, которыми пользовались криминальные и террористические группировки. Я думаю, это ускорило намерение этих группировок совершить вооруженное нападение. Оккупация Крыма и Донбасса как операции выглядели похожими на провокацию, организованную недавно против Косово: у нас тоже появились своего рода “зеленые человечки”. Однако они просчитались в двух аспектах. Они также, как и россияне на Донбассе, стремились спровоцировать конфликт — создать версию, что силы безопасности якобы “проводят геноцид против косовских сербов”. Спрятавшись в монастыре, они, скорее всего, ожидали, что косовская полиция допустит какую-нибудь ошибку во время операции по поддержанию правопорядка. Например, произойдет убийство мирных жителей. Полиция сработала очень профессионально. Они разгромили эту преступную группировку, и провокаторам пришлось убраться обратно в Сербию», — рассказал министр обороны.
По данным Мачедонси, Москву и Белград «сближают не только общие культурные корни, о которых так любят говорить официальные лица обеих стран во время встреч и переговоров».
«Россия немало инвестировала в энергетический комплекс Сербии, собираясь сделать из него “развязку” для поставок энергоносителей в Южную Европу. Кремль также оказывает военную поддержку Сербии, в течение длительного времени продавая и передавая системы вооружений и военное снаряжение. Дипломатическая поддержка действий Белграда со стороны Москвы так же достаточно сильна», — подчеркнул министр обороны.
Каковы ближайшие приоритеты национальной обороны и безопасности Косово?
В течение последних двух лет, по данным министра обороны Косово, страна увеличила оборонный бюджет примерно на 140%.
Вместе с Соединенными Штатами и остальными союзниками Косово реформирует вооруженные силы, обучая профессиональные кадры военному делу и современным методам ведения боевых действий.
«Мы наращиваем боевой потенциал, основываясь на двух основных направлениях, — рассказал министр, — на создании сил территориальной обороны, готовых защищать нашу территорию, а также на поддержании той системы гражданской помощи армии, которую мы строили годами. В нее входят подразделения и службы по разминированию местности и организации поисково-спасательных, пожарных и других работ».
Он добавил, что к помощи армии «правительство часто привлекает волонтерские группы и общественные организации, которые проводят разъяснительные работы в школах и университетах, для того, чтобы обучить молодое население страны тому, как действовать в чрезвычайных обстоятельствах».
Кроме того, министр сообщил, что его ведомство выступило с инициативой «создания координационных советов с вооруженными силами Северной Македонией, Албании и Черногории».
«К сожалению, — подчеркнул косовский министр, — у нас нет настоящего военно-промышленного комплекса и даже в прошлом не была развита военная промышленность, хотя она была в других частях Югославии. В наших планах развивать и ее».
Каким Косово видит свое будущее?
«Косово — самая проамериканская страна в мире, — убежден Мачедонси, — И это много раз было проверено на практике. Мы рассматриваем Соединенные Штаты в качестве источника свободы, источника демократии».
Лучшим решением проблем безопасности министр обороны Косово считает интеграцию страны в НАТО и Евросоюз, чему мешает задержка с признанием Косово рядом стран Европы, такими как Испания, Словакия, Румыния, Греция.
«Иначе, мы все время будем подвергаться риску и угрозам, исходящим со стороны Сербии, потому что они будут рассматривать ситуацию как стимул для реализации планов присоединения Косово к Сербии, и продолжать ждать момента, чтобы провести военное наступление с целью вернуть, как они считают, “свою территорию”», — пояснил министр.
Как Косово относится к агрессии России против Украины?
Еюп Мачедонси выразил решительную поддержку Украине в ее войне за свободу. Он напомнил, что Косово «является участником Контактной группы по обороне Украины».
«Кроме того, в связи с тем, что территория Косово была заминирована сербскими войсками на протяжении 25 лет, мы подготовили профессионалов в разминировании, — рассказал косовский министр, — мы также участвуем в подготовке украинских военных, отправляя наших инструкторов на учебные базы в Великобританию».