Документ об изъятии принадлежащих России средств для компенсации ущерба от российской агрессии против соседней страны поддерживается законодателями и экспертами пишет golosameriki.
Россия, совершившая вооруженную агрессию против Украины и нарушившая базовые нормы международного права, должна за это заплатить – такая позиция является единой для всех стран «Большой семерки», большей части стран Европы и многих других государств мира.
Речь идет, кроме военного и морального поражения, о поражении экономическом: российские активы, и в этом мнении тоже сходятся западные демократии, должны быть как минимум заморожены. Некоторые из стран предлагают идти еще дальше – изъять эти активы в пользу Украины, и таким образом заставить Россию платить за восстановление разрушенной ею страны.
Первый закон такого рода был принят этим летом в Канаде, власти которой решили, что у страны, совершившей «грубое нарушение международного мира и безопасности», могут быть изъяты ее активы, находящиеся на канадской территории, с передачей их на «восстановление иностранного государства, на которое негативно повлияло грубое нарушение международного мира и безопасности; восстановление международного мира и безопасности; компенсацию жертвам грубого нарушения международного мира и безопасности».
Вследствие принятия этого акта Канада может передать средства размером в 412,1 млн канадских долларов (328 млн долларов США), которые находились на российских счетах в стране и были заморожены – на восстановление Украины.
Пример Канады вдохновил ближайших союзников этой страны, США и Великобританию, на рассмотрение подобных законодательных инициатив, и в Соединенных Штатах появился «Закон REPO» (Закон о восстановлении экономического процветания и возможностей для украинцев, Rebuilding Economic Prosperity and Opportunity For Ukrainians), предложенный летом этого года сразу в двух палатах Конгресса США представителями обеих партий.
Демократы и республиканцы выступили за то, чтобы этим законом предоставить президенту США полномочия конфисковывать российские суверенные активы, замороженные в Соединенных Штатах, и передавать их на восстановление Украины.
Документ также содержит поручение президенту США «работать с союзниками и партнерами по созданию международного компенсационного механизма для передачи конфискованных или замороженных суверенных активов России для восстановления Украины».
REPO как инструмент G7
Аббревиатура REPO уже использовалась странами «Большой семерки» в контексте санкций против России за ее вторжение в Украину: еще в марте 2022 года страны «Большой семерки», Евросоюза и Австралии создали Рабочую группу по российским элитам, их доверенным лицам и олигархам (Russian Elites, Proxies, and Oligarchs, REPO), в рамках которой обязались «предпринимать все доступные законные шаги для обнаружения, ограничения, замораживания, ареста и, при необходимости, конфискации активов тех физических и юридических лиц, которые подверглись санкциям в связи с преднамеренным, неспровоцированным и несправедливым вторжением России в Украину».
Совещания «группы REPO» проходят регулярно – лишь месяц назад замгенпрокурора США Лиза Монако и заместитель министра финансов Уолли Адейемо провели заседание, где подтвердили, что замороженные активы России останутся таковыми.
Однако пока группа занималась в основном арестами конкретных объектов, принадлежащих российским олигархам (в частности, она способствовала аресту двух самолетов Романа Абрамовича) и конфискацией в пользу Украины доходов от российских активов, а не самих активов.
Полная конфискация активов России на Западе (это примерно 280 млрд долларов, из которых более 200 млрд находятся в Европе) в пользу Украины – гораздо более радикальный шаг.
REPO по версии Конгресса
Несмотря на разницу в расшифровке аббревиатуры REPO между рабочей группой «Большой семерки» и законопроектом Конгресса США, смысл у них один – использовать российские деньги для Украины.
Законопроект, рассматриваемый законодателями в Вашингтоне, предусматривает предоставление дополнительной помощи Украине за счет активов, конфискованных у Центробанка России и других российских суверенных активов. Документ также дает президенту США полномочия конфисковывать российские суверенные активы, которые были заморожены в США, для этой цели.
Смысл законопроекта касается и внутренней политики США – он призван смягчить критику со стороны тех, кто говорит, что помощь Вашингтона Киеву обходится слишком дорого, так как этот закон «гарантирует, что Путин, а не американские налогоплательщики, заплатит за ущерб, нанесенный вторжением России в Украину».
На уходящей неделе слушания по законопроекту REPO состоялись в Хельсинкской Комиссии США, объединяющей представителей законодательной и исполнительной властей Соединенных Штатов, участвующих в работе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
В обсуждении приняли участие высокопоставленные представители властей Украины: председатель Верховной Рады Украины Руслан Стефанчук, лично присутствовавший на слушаниях, и генеральный прокурор Украины Андрей Костин, выступивший по видеосвязи.
Политики и эксперты, выступавшие на слушаниях 6 декабря, сходятся на том, что Европа, в которой хранится более 200 миллиардов евро российских денег, может последовать примеру США, если Вашингтон будет действовать решительно. Об уверенности в таком развитии событий Руслан Стефанчук заявил в интервью Русской службе «Голоса Америки» по окончании слушаний:
«Я думаю, что Соединенные Штаты являются лидером в сфере принятия решений, касающихся Украины. И очень важно, чтобы такой лидер сейчас проявил ясную волю, приняв закон об аресте российских активов и передаче их Украине. Будучи законодателями, мы должны готовить новые механизмы, потому что на сегодняшний день у нас нет механизма для принятия решений по этой проблеме. Нам нужен новый способ, новый подход, и я надеюсь, что США и в этом вопросе, как обычно, проявят лидерство».
Поддержит ли Европа?
Председатель Верховной Рады Украины полагает, что Европа вслед за США проявит солидарность с Украиной в этом вопросе: «Я очень на это надеюсь, потому что Украина – это часть Европы, и для Украины просто необходимо, чтобы мы чувствовали солидарность не только со стороны США, но и со стороны Украины. Украина намерена присоединиться к Евросоюзу, фактически, вернуться в европейскую семью, и мы сделаем все, чтобы такие механизмы были подготовлены и в европейских странах».
На то же самое надеется и Дэниел Фрид (Daniel Fried), экс-посол США в Польше и бывший координатор санкционной политики в Госдепартаменте США. Как заявил Дэниел Фрид в интервью «Голосу Америки», Европа может рассмотреть изъятие российских активов в пользу Украины с точки зрения экономии собственных средств:
«Я думаю, что европейцам сейчас трудно на это решиться, но такой шаг США по принятию закона об передаче российских активов Украине, в особенности при двухпартийной поддержке, будет знаком, что американцы и европейцы относятся к этому вопросу серьезно. Также я думаю, что если у европейцев есть трудности с сохранением помощи Украине на нынешнем уровне из-за дефицита бюджета, как, например, в Германии, то решение там может быть таким же, как и наше – им нужно обратить внимание на эти доступные средства».
Экс-дипломат уверен, что опасения, высказываемые по поводу потери доверия к Соединенным Штатам, как всемирному валютному гаранту, если будут конфискованы суверенные активы, и вследствие этого, также и к доллару США, явно преувеличены:
«Одно дело – говорить об альтернативе доллару США и евро-американской денежно-кредитной системе, и совсем другое дело – предпринимать для этого какие-то действия. Тут сказать проще, чем сделать, это точно. Россия годами говорила о необходимости замены доллара чем-то другим, но это не произошло, и не похоже, что произойдет, в особенности, если США будут продолжать свою внешнюю политику, основанную на вовлеченности в международные дела. Я уверен, что риск дедолларизации преувеличен, и закон REPO имеет большой смысл как политический шаг, который точно стоит предпринять».
Один из соавторов законопроекта REPO в Сенате США, сенатор от штата Коннектикут Ричард Блюменталь (Richard Blumenthal), тоже полагает, что европейцы поддержат США в таком шаге: «Я думаю, что если мы пойдем на такой шаг, то это сподвигнет Европу на то, чтобы также передать эти активы Украине, и я полагаю, что мы даже без этого закона, так или иначе, передадим украинцам эти средства».
Эксперт, выступившая на слушаниях – старший юрист инициативы «Razom for Ukraine» Юлия Зискина (Julyia Ziskina) – считает, что европейские политики ждут от Вашингтона четкого сигнала в действиях относительно российских активов.
«Каждый европеец из числа принимающих решения в политике, с которым я разговаривала по этой теме, неизбежно спрашивал – а что в этой сфере делают США, какая у США цель, и какой их следующий шаг. Они смотрят на США в вопросе лидерства, и наверняка говорить сложно, но у меня есть сильное ощущение и серьезная уверенность в том, что если Соединенные Штаты возглавят этот процесс, то Евросоюз и Европа в целом последуют за нами» – сказала Юлия Зискина в интервью «Русской службе «Голоса Америки».
«Долг и обязанность России – компенсировать тот ущерб, который она нанесла»
Сенатор Ричард Блюменталь также подчеркнул в беседе с корреспондентом «Голоса Америки», что принятие закона REPO является полностью оправданным с моральной точки зрения: «Я думаю, что российские активы должны быть использованы для Украины. Россия разрушила огромное количество объектов собственности, а также человеческих жизней, и ее активы будут правомерной компенсацией, хотя понятно, что полностью компенсировать такое нельзя вообще».
По словам сенатора от Коннектикута, Владимир Путин и его окружение заслуживают трибунала за страдания и разрушения, причиненные Украине развязанной ими войной:
«Я уверен, что российские лидеры должны быть привлечены к ответственности, и Владимир Путин должен предстать перед международным трибуналом, который вынесет ему приговор. Ордер на арест Владимира Путина уже выдан, он виновен в военных преступлениях и чудовищных зверствах, как главнокомандующий, и должен быть осужден в соответствии с законом».
Председатель Хельсинкской Комиссии США, конгрессмен-республиканец от Южной Каролины Джо Уилсон (Joe Wilson) также говорит о связи закона REPO и военных преступлений России: «Все усилия должны быть предприняты для того, чтобы изъять активы военного преступника Путина и использовать их на восстановление Украины. Очень важно помогать Украине сейчас, потому что военный преступник Путин не остановится на одной Украине. Мы знаем о его угрозах Молдове и Грузии, мы знаем, что в Армении находится четыре тысячи российских солдат, и мы помним об угрозе для стран Балтии».
Джо Уилсон в интервью «Голосу Америки» напомнил, что масса преступлений российской армии была моментально зафиксирована и стала известна мировой общественности с помощью современных технологий:
«Мы на самом деле сейчас наблюдаем «войну на мобильном телефоне», когда совершаемые уголовные преступления буквально в ту же минуту записываются на мобильник, и сразу становятся документом. Также с помощью систем распознавания лиц мы можем очень быстро выяснять личности тех, кто совершает эти преступления. А ответственность идет вверх по цепочке к самому Путину. Происходит трагедия, но с такими документальными свидетельствами доказывать преступления стало легче».
Юлия Зискина также уверена, что моральная сторона действий по изъятию российских денег на Западе в пользу Украины сомнений не вызывает:
«Это долг и обязанность России, которая допускает вопиющие нарушения международного права, компенсировать тот ущерб, который она нанесла. Содержание дискуссии по этому вопросу было совершенно ясным: деньги России должны быть использованы на благо народа Украины».
Юрист инициативы «Razom for Ukraine» подчеркивает, что изъятые у России активы пойдут именно на восстановление разрушенной инфраструктуры Украины, а не на ее текущие военные нужды: «Нет никаких разумных или практических оснований для беспокойства по поводу того, что эти деньги будут использованы для военных целей, потому что это не то, на чем основывается закон REPO. На этом также не основаны международные меры, вводимые против страны-агрессора и ее активов – репарации, и это не те средства, которые идут на нужды воюющей армии».