Минобрнауки потребовало от РАН предоставить поименный список участников всех международных научных мероприятий, проведенных в 2023 году. О письме, которое получили ученые от ведомства, рассказали источники «Ведомостей» в одном московском и двух сибирских институтах РАН.
Сбор данных в министерстве объясняют необходимостью сформировать план участия в международных выставках в 2024 году и подготовить справочные материалы. От ученых требуют представить детализированные сведения об участниках мероприятий, включая официальные названия организаций, перечень стран и численность участников. Также требуется поименный список всех участников — как сотрудников института, так и представителей иностранных государств.
Институты РАН до этого не предоставляли подобных отчетов, отмечают собеседники. Ежегодные отчеты в Минобрнауки обычно включают программы конференций, однако не предоставляют подробной информации о конкретных участниках и численности иностранных делегаций. В федеральном законодательстве нет актов, которые заставляли бы ученых отчитываться об участии в зарубежных мероприятиях или командировках.
Ранее аналогичные письма Минобрнауки отправило руководителям российских вузов. До 22 декабря университеты и институты должны предоставить «детализированные сведения о контингенте участников» международных мероприятий, фамилии, имена и отчества собравшихся, их статус, а также какую страну представляли их собеседники.
Учет международных мероприятий велся и раньше, но он не был столь пристальным, подтвердил внедрение нового подхода источник в Минобрнауки. В последующем переданные в Минобрнауки списки могут использоваться для проверок на предмет «ненадлежащих контактов», а также для введения ограничений на выезд, полагает он. Кроме того, списки могут пригодиться для вербовки в спецслужбы новых агентов из научной среды.
За последние пять лет в России по делам о госизмене были арестованы как минимум 14 ученых, работавших в ведущих технических вузах и конструкторских бюро. Сотрудники Института теоретической и прикладной механики Сибирского отделения РАН, трое коллег которых оказались за решеткой в течение года, написали открытое письмо к властям, в котором признались, что не понимают, «как дальше делать свое дело».