После того как Владимир Путин пришел к власти в 2000 году, ему понадобился контроль над средствами массовой информации, прежде всего над телеканалами. Миллиардер Роман Абрамович сыграл роль посредника при передаче важнейших для российского телевидения активов от людей, близких к семье бывшего президента России Бориса Ельцина, друзьям нового президента Путина. Так было не только с «Первым каналом» (который тогда назывался ОРТ), но, как выяснилось, и с крупнейшим в то время продавцом телерекламы в стране — группой «Видео интернешнл».
Согласно документам, которые стали доступны благодаря утечке корпоративных бумаг кипрских юридических фирм, Абрамович купил четверть группы «Видео интернешнл» еще в 2003 году, а в 2010-м продал долю фирмам друга Путина — виолончелиста Сергея Ролдугина, которого считают кошельком российского президента.
«Важные истории» получили эти данные, участвуя в международном расследовательском проекте «Тайны Кипра».
«Тайны Кипра» (Cyprus Confidential) — глобальное расследование, основанное на утечке 3,6 млн документов шести кипрских компаний, которые занимаются регистрацией фирм и консалтингом. Его под эгидой Международного консорциума журналистов-расследователей (ICIJ) и немецкого Paper Trail Media провели 270 журналистов из 69 медиа, включая «Важные истории».
Странная покупка
До сих пор считалось, что друзья и соратники бывшего министра по делам печати, телерадиовещания и СМИ Михаила Лесина — человека, близкого к ельцинской семье, продали «Видео интернешнл» в 2010 году структурам банка «Россия» давнего друга Путина, Юрия Ковальчука. Но как выяснилось, на самом деле все выглядело не совсем так.
Документы кипрской утечки свидетельствуют, что еще в 2003 году основатель и президент «Видео интернешнл», друг Лесина, Юрий Заполь, у которого было 41,5% «Видео интернешнл», продал 25% структурам Романа Абрамовича. Сделка была странной, поскольку походила не на продажу, а скорее, на аттракцион неслыханной щедрости — по документам, 25% группы «Видео интернешнл» достались Абрамовичу всего за 8 млн рублей (около 270 тыс. долларов). А уже в следующем году этот пакет принес ему в виде дивидендов 1,8 млн долларов, то есть почти в семь раз больше заплаченного.
Раньше об участии Абрамовича в сделках с «Видео интернешнл» известно не было. Абрамович не ответил на вопросы ICIJ, BBC и «Важных историй» об этой сделке.
10 сентября 2003 года Заполь подписал два договора: по 12,5% «Видео интернешнл» были проданы кипрским компаниям Finoto Holdings и Grosora Holdings. Обе замыкались на офшорные фирмы, которыми владел Sara Trust Абрамовича.
По поводу странно низкой цены можно строить догадки.
Так, бывший участник российского списка Forbes говорит, что при Путине у Кремля и тех, кто выполнял его волю по покупке разного рода активов у фаворитов эпохи Ельцина, было свое специфическое представление о «справедливой цене». Считалось, что если фаворит использовал свое положение и государственный ресурс, получая от актива значительную прибыль, то он уже свое заработал и должен удовлетвориться тем, что у него этот актив не просто отобрали, а предложили символические деньги.
Не исключено, что в договоре просто не прописали реальную цену. Можно вспомнить, например, что когда серый кардинал российской политики ельцинских времен Борис Березовский судился с Абрамовичем в лондонском суде, там обсуждалась сделка с 49% ОРТ. Абрамович говорил, что заплатил за этот пакет Березовскому 150 млн долларов. Березовский уверял, что на самом деле только 10 млн. Абрамович парировал, что таковы были условия партнера Березовского, Бадри Патаркацишвили, который не хотел, чтобы на бумаге фигурировала вся сумма.
Заполь и Лесин
«Тьма над нами! Тьма! Бояре расхитили казну земли русской… каждый думает о своем богатстве, забыв об отечестве. А посему… беру снова государства свои и буду владеть ими самодержавно!» — «А на каких условиях? На каких условиях?» — «После узнаете».
Этот запоминающийся и почти пророческий рекламный ролик банка «Империал» об Иване Грозном, в финале которого выносят окровавленное тело того, кто спросил царя об условиях, произвела в начале 1990-х годов та самая компания, которая станет крупнейшим продавцом телерекламы — «Видео интернешнл». Ее основали бывшие студенты Московского инженерно-строительного института (МИСИ), двое из которых — Михаил Лесин (он сам писал сценарии многих рекламных роликов) и его друг Юрий Заполь — сделались крупными медиаменеджерами новой России.
Лесин в 1996 году помогал в избирательной кампании президента Ельцина, сблизился с его семьей и стал начальником президентского управления по связям с общественностью, а затем министром по делам печати, телерадиовещания и СМИ. Его друг Заполь возглавил «Видео интернешнл», в которой числился крупнейшим акционером. При помощи Лесина группа превратилась в основного продавца телерекламы.
Хотя официально Лесин ушел из «Видео интернешнл» в 1994 году на работу в госструктуры, его довольно часто можно было увидеть в кабинете главы «Видео интернешнл» Заполя. А над столом Заполя висел портрет Лесина в тужурке. Сочетание «Заполь за столом — Лесин над столом» наглядно отражало расстановку сил в «Видео интернешнл». В рекламных кругах считали, что именно фигура Лесина оставалась ключевой в агентстве — ни одно стратегическое решение не принималось без его участия.
Заполь скончался в 2005 году после тяжелой болезни. Лесин в ноябре 2014 года был найден мертвым в номере гостиницы Dupont в Вашингтоне (его семья жила в США). На теле были серьезные повреждения. Следствие пришло к выводу, что он умер от сердечного приступа после нескольких падений в состоянии опьянения (у Лесина были проблемы с алкоголем). По альтернативной версии журналистов BuzzFeed, бывший российский министр был убит.
Вынужденная продажа
В 2010 году стало известно, что «Видео интернешнл» продана структурам Юрия Ковальчука и близких ему бизнесменов. Продаже предшествовала кампания по снижению цены актива: был принят специальный закон, ограничивающий долю продавца телерекламы на рынке до 35%. Он был прямо направлен против «Видео интернешнл», доля которой была вдвое больше. Но после продажи группы в нужные руки выяснилось, что закон по факту и не так страшен — «Видео интернешнл» не пришлось отказываться от клиентов, она просто перевела часть телеканалов в режим «консультирования». А в 2014 году Путин и вовсе отменил этот порог рекламного доминирования на телевидении.
Документы кипрской утечки показывают, что в декабре 2010 года кипрские фирмы Finoto Holdings и Grosora Holdings продали 25% группы «Видео интернешнл» за 40 млн долларов. Покупателями стали Med Media Network и Namiral Trading тоже с Кипра, связанные с крестным отцом дочери Путина, виолончелистом Сергеем Ролдугиным — давним другом российского президента. Владельцем Med Media Network была его панамская фирма International Media Overseas, отмеченная в международном журналистском расследовании «Панамские файлы». А владельцем Namiral Trading числился Александр Плехов, предприниматель, близкий к основателю банка «Россия» Юрию Ковальчуку. Плехов в некоторых случаях действовал по доверенности от Ролдугина.
Ролдугина называют кошельком российского президента. Такую репутацию он приобрел после выхода международного расследования «Панамские файлы», из которого стало ясно, что Ролдугин, не являясь бизнесменом, числится владельцем нескольких офшоров, через которые проходят миллиарды долларов. Причем многие сделки не имеют очевидного экономического смысла, кроме создания формального предлога, чтобы перечислить этим офшорам деньги.
Ролдугин и Ковальчук не ответили на вопросы журналистов для этого расследования.