Глобальный характер экономики и рынков сильно осложняет реализацию санкций, которые США и их союзники ввели в ответ на вторжение России в Украину. Ценовой потолок для российской нефти уже практически не соблюдается, а ведь есть еще нефтепродукты, отслеживать которые даже сложнее.
Министерство обороны США, закупавшее нефтепродукты у греческой перерабатывающей компании Motor Oil Hellas, не знало, что в его корабли и самолеты на европейских базах заливаются российские баррели. Ведь Motor Oil Hellas, имеющая контракты с Пентагоном, официально прекратила закупать нефть и нефтепродукты в России после того, как США ввели эмбарго в марте 2022 г. На самом же деле, выяснила The Washington Post (WaPo), нефтепродукты продолжали поступать в НПЗ компании на берегу Эгейского моря. Просто теперь они меняли на маршруте владельцев и проходили через турецкий терминал Dortyol в одноименном городе Дёртйол, смешиваясь в хранилище с топливом из других стран.
Так, по крайней мере в пяти случаях в этом году мазут «Роснефти» после погрузки на танкер в Черном море покупался компанией Fossil Trading FZC из ОАЭ. Затем право собственности переходило турецкой госкомпании, и груз доставлялся в Dortyol.
WaPo собрала судоходные данные и информацию о торговых сделках, а отраслевые эксперты, изучившие их и имеющие глубокое представление о маршрутах, которыми поставляется нефть и нефтепродукты, подтвердили, что в получаемых Motor Oil Hellas смесях большая доля приходилась на российский товар.
«Иного вывода сделать не могу», — сказал Роберт Ауэрс, аналитик по рынку нефтепродуктов RBN Energy.
Согласно условиям эмбарго, использование российской нефти возможно только в том случае, если она, покинув Россию, затем прошла глубокую переработку и превратилась в другое топливо. В этом случае новый продукт маркируется как произведенный в той стране, где совершалась переработка, говорят эксперты. Однако, по их словам, Dortyol такой переработкой не занимается, и владельцы терминала подтвердили, что «напрямую не связаны ни с переработчиком, ни с производителем».
«В этом отношении санкции прописаны весьма четко, — пояснил Алан Гелдер, вице-президент по нефти, нефтепереработке и нефтехимии Wood Mackenzie. — Нефть необходимо переработать и сильно изменить. В данном случае это не делается».
За последние два года Dortyol получил по морю 5,4 млн баррелей мазута, из них 3,5 млн — из России, свидетельствуют проанализированные WaPo данные из судовых реестров и торговая информация от Refinitiv.
С февраля же 2023 г., когда в силу вступило европейское эмбарго на нефтепродукты, поставки мазута Dortyol из России составили 2,7 млн, или более 69% общего объема этого топлива, полученного терминалом. При этом Dortyol за тот же период отправил покупателям 7 млн баррелей мазута, из них 4,2 млн — Motor Oil Hellas. На мазут от Dortyol пришлось 56% этого топлива, полученного греческим НПЗ.
С марта 2022 г., когда США ввели эмбарго, Пентагон подписал с Motor Oil Hellas новые контракты более чем на $1 млрд. Определить точное количество российского мазута в тех нефтепродуктах, что приобретает Пентагон, не представляется возможным, указывает WaPo.
Топливо из российских ингредиентов получало не только Минобороны США. С февраля этого года Motor Oil Hellas отправила более 1 млн баррелей авиационного топлива правительствам и компаниям Италии, Франции, Испании и Великобритании.
Турецкие власти не пытаются бороться с практикой, которая позволяет выдавать российские баррели за чужие, говорит Джордж Волошин, эксперт по финансовым преступлениям из Ассоциации дипломированных специалистов по борьбе с отмыванием денег: