Джонатан Х. Ферзигер
Израильские основатели компании Black Wall незаметно работали в арабских странах еще до подписания соглашений Авраама, а затем приоткрыли завесу. Следующая остановка: Саудовская Аравия информирует circuit.news.
За несколько лет до того, как соглашения Авраама позволили эмиратцам и израильтянам открыто вести совместный бизнес, Абдулла Бакер управлял в Дубае «бэк-каналом», который доносил до арабского мира израильский опыт в области кибербезопасности. Работая с ветеранами спецслужб на Ближнем Востоке, в Азии и других странах, харизматичный предприниматель способствовал росту коммерческих связей, которые пробивались сквозь давнюю арабо-израильскую пропасть.
Это были дни, когда израильские компьютерные стартапы стали конкурировать с Кремниевой долиной за государственные контракты по всему миру. Check Point Software Technologies и CyberArk стали сенсациями на Уолл-стрит, и практически все страны мира стремились получить доступ к программному обеспечению для проникновения в смартфоны, разработанному израильской компанией NSO Group. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху, совершивший в 2018 году новаторский государственный визит в Султанат Оман, часто называл кибернетическое ноу-хау стержнем израильской дипломатии. Сегодня Израиль использует аналогичную формулу для укрепления связей с Саудовской Аравией, крупнейшей экономикой региона.
После подписания Соглашений в Белом доме два года назад Бакер и его партнеры открыли компанию Black Wall Global, которая в наши дни не считает нужным скрывать свою миссию по продвижению израильских технологий в страны, не желающие иметь дело напрямую с еврейским государством. 45-летний Бакер является также сопрезидентом ОАЭ-Израильского делового совета, через который он обучает израильтян использованию Объединенных Арабских Эмиратов в качестве платформы для работы с арабскими рынками.
«Есть много стран, которые не разрешают израильским компаниям открывать свои магазины», — сказал Бакер в интервью The Circuit. «Они всегда могут приехать в ОАЭ, заключить партнерство с компанией из ОАЭ и, по сути, выйти на рынок и продаваться как эмиратская компания».
С Бакером в Дубае Black Wall возглавляет группа ветеранов израильской разведки и компьютерных ученых. Председатель совета директоров Ашер Бен Артци 34 года проработал в израильской службе внутренней безопасности «Шин Бет» и национальной полиции, а затем стал директором израильского отделения Интерпола, Международной организации уголовной полиции. Почетным президентом Black Wall является Ху Бун Хуи, который был президентом Интерпола после ухода на пенсию с поста комиссара полиции Сингапура. Среди других руководителей компании — Анри Амир Давид, консультант израильских оборонных подрядчиков и научный сотрудник Международной академии технологических наук, а также Арик Барбинг, бывший директор киберподразделения Шин Бет.
«Мы занимаемся всем — от разведки до киберзащиты, пограничного контроля и защиты объектов критической инфраструктуры и больших данных», — говорится на сайте Black Wall. «Мы обеспечиваем правительствам, правоохранительным органам, силовым структурам и глобальным предприятиям высочайший уровень безопасности».
Black Wall — одна из небольших израильских компаний, процветающих в новой атмосфере нормализации отношений со странами Персидского залива. В мае Израиль и ОАЭ подписали соглашение о свободной торговле, которое отменяет большинство тарифов и, по прогнозам, в ближайшие пять лет ежегодный объем торговли между двумя странами превысит 10 млрд. долл.
Крупнейшей сделкой между Эмиратами и Израилем стала продажа в прошлом году компанией Delek Drilling своей доли в шельфовом средиземноморском газовом месторождении компании Mubadala Petroleum за 1 млрд. долл. Государственная компания Israel Aerospace Industries заключила сделки по разработке беспилотников с Edge Group, государственной оборонной компанией ОАЭ. А иерусалимская венчурная инвестиционная платформа OurCrowd создала в ОАЭ дочернюю компанию и в ноябре прошлого года стала первым израильским венчурным фондом, зарегистрированным на Глобальном рынке Абу-Даби для работы в этом эмирате.
Бакер отмечает, что путь к созданию совместных предприятий в Персидском заливе и Израиле был проложен израильскими компаниями, которые, по его словам, десятилетиями работали «под прикрытием». Практика, по его словам, заключалась в регистрации аффилированных юридических лиц в третьих странах и осуществлении деятельности через двойных израильтян с двойным гражданством, которые могли посещать арабские страны, не имевшие дипломатических отношений с Израилем.
В истории тайных сделок опыт AGT International стоит особняком. Эта компания, возглавляемая израильским предпринимателем Моти Кочави, в 2008 году получила от правительства Абу-Даби контракт на создание сети камер наблюдения, электронных ограждений и датчиков «умного города», за который в течение семи лет было заплачено около 6 млрд. долл. В течение этого периода израильская дочерняя компания AGT, Logic Industries, еженедельно перевозила десятки инженеров на чартерном самолете без опознавательных знаков между штаб-квартирой в Израиле и столицей ОАЭ, по словам некоторых сотрудников, проживавших в охраняемом комплексе под вымышленными именами.
Другой пример — израильский оборонный подрядчик Elbit Industries, американское подразделение которого имело контракт с правительством Саудовской Аравии на продажу и обслуживание противотанковых ракетных комплексов TOW. Отношения стали напряженными, когда сотрудник американского подразделения Elbit погиб при загадочных обстоятельствах во время работы в северо-западном саудовском городе Табук, и компании потребовалось дипломатическое вмешательство Израиля и США для извлечения тела погибшего.
Теперь, будучи президентом нового делового совета, Бакер помогает израильтянам развивать фронтальный подход, объясняя нюансы эмиратской деловой культуры и наставляя их не ожидать быстрых результатов.
«В начале [Авраамских соглашений] в ОАЭ появилось так много компаний, а потом они исчезли», — говорит Бакер. «Мы решили, что должны помочь израильтянам узнать, как мыслят эмиратцы, а эмиратцам — как мыслят израильтяне, чтобы они могли избежать ошибок».
Умение Бакера ориентироваться в деликатной сфере арабо-израильских отношений произвело впечатление на израильских учредителей Делового совета ОАЭ-Израиль. Он стал играть важную роль в деятельности совета по налаживанию дальнейших контактов в Персидском заливе.
«Самое интересное в торговле с ОАЭ [и израильскими компаниями] — это не столько торговля с ОАЭ, сколько торговля через ОАЭ», — сказала The Circuit Флер Хассан-Нахум, соучредитель делового совета и заместитель мэра Иерусалима. «Для всех израильских компаний, которые видят себя в торговле с Востоком, Дубай и Абу-Даби являются очень интересными центрами, через которые они могут это делать». Бывший премьер-министр Израиля Яир Лапид стремится расширить отношения Израиля с арабскими странами и заручился помощью США во время ближневосточной поездки президента Джо Байдена в июле. Байден написал в газете The Washington Post, что он прилетел из Израиля прямо в Саудовскую Аравию на саммит с лидерами Совета сотрудничества стран Персидского залива в Джидде в качестве «небольшого символа зарождающихся отношений и шагов к нормализации между Израилем и арабским миром, над углублением и расширением которых работает моя администрация».
По данным The Wall Street Journal, компания Affinity Partners, основанная Джаредом Кушнером, бывшим советником Белого дома и зятем бывшего президента Дональда Трампа, планирует инвестировать миллионы долларов в израильские стартапы за счет 2 млрд долларов, полученных от фонда национального благосостояния Саудовской Аравии.
Израильтяне, имеющие опыт торговли с Саудовской Аравией, говорят, что за последние годы многое изменилось. «Раньше все было так: притворяйся американцем, притворяйся британцем, притворяйся тем или иным», — сказал изданию The Circuit перед поездкой Байдена Шмуэль Бар, генеральный директор израильской компании IntuView, расположенной в Герцлии. «Это уже не так. Когда вы с ними разговариваете, это не «давайте поиграем в игру»».
Государственный министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр во время визита Байдена заявил, что нормализация отношений с Израилем является «стратегическим вариантом», но только в том случае, если Израиль сначала согласится на решение проблемы двух государств с палестинцами.
48-летняя Хассан-Нахум, выросшая в Гибралтаре, где ее отец был мэром и главным министром этой британской территории, сказала, что коммерческие отношения Израиля с Саудовской Аравией идут «по тому же пути», что и деловые связи с ОАЭ до заключения Авраамских соглашений, когда с крошечным государством Персидского залива сотрудничали примерно 200 компаний. По ее словам, многие израильские компании, работающие в различных областях — от пищевых технологий до возобновляемых источников энергии, — в настоящее время ведут скрытую деятельность в саудовском королевстве.
«Может быть, мы и не получим большой блестящей церемонии на лужайке Белого дома, но я думаю, что Саудовская Аравия находится в процессе нормализации отношений с Израилем», — сказала Хассан-Нахум.