После развала СССР российским гражданам открылась возможность свободно путешествовать за границу и заниматься бизнесом во всем мире, пишет бельгийское издание 24brussels.online.
В первые постсоветские годы россияне создали множество компаний во многих странах мира. Это открыло перед российскими спецслужбами невиданные ранее возможности. Одним из самых эффективных способов внедрения и легализации агентов российской разведки в различные структуры стран Запада, стала отправка на «работу» кадровых офицеров российских спецслужб в российские компании заграницей. Эта практика сохранилась до нашей дней, а после начала войны россии против Украины в 2014 году, значительно усилилась.
Многие российские компании зарубежом играют роль агентурных центров и служат фундаментом на котором москва выстраивает разнообразные структуры своей агентуры влияния и шпионажа в странах пребывания. В их задачи входит выполнение заданий кремля в области пропаганды и вербовки политических сторонников. Главной целью является вербовка агентов влияния из числа политической и культурной элиты своих стран – известные писатели, политики, ученые, художники, церковные деятели и т.д. Их деятельность протекает легально, в виде публикаций, публичных выступлений, участия в организованных Москвой общественных мероприятиях.
Примером использования кремлем и его спецслужбами коммерческих структур в целях продвижения своих интересов на западе может служить кипрское отделение компании «ITERA» и деятельность некоторых её руководителей.
Недавно СМИ, со ссылкой на Forbes, сообщили о том, что основатель и глава энергетической компании «ARETI», миллиардер Игорь Макаров, отказался от гражданства России.
У Макарова осталось гражданство Кипра, которое он, по данным Politis, получил в 2020 году в обмен на инвестиции в экономику страны. Также издание Politis писало, что имя бизнесмена фигурирует в списке 34 «подозрительных» эпизодов предоставления кипрского гражданства в обмен на инвестиции.
После полномасштабного вторжения в Украину российских войск Макаров попал под санкции Украины, Великобритании и Канады.
История созданной Макаровым компании хорошо иллюстрирует то, как легко и активно российские спецслужбы используют коммерческие структуры в качестве агентурных центров и источников финансирования их деятельности за рубежом. Международная группа компаний «ITERA» была основана в 1992 году.
В 2013 году, Макаров продал свой газовый актив «Роснефти», после чего «ITERA» сменила название на «ARETI».
В том же 1992 году Макаров зарегистрировал на Кипре отделение своей американской компании ITERA International Energy L.L.C. Одним из учредителей (0,167% акций) и исполнительным директором новой компании стал человек по имени Юрий Дмитриевич Пьяных.
С 2002 года он член Совета директоров ООО «Нефтегазовая компания «ITERA».
История этого «бизнесмена в штатском» служит хрестоматийным примером долгой и успешной работы офицера советской/российской разведки сначала под дипломатическим прикрытием, потом под коммерческим.
Согласно открытым источникам Юрий Пьяных родился в 1952 году. В 1976 году окончил физико-технический институт, факультет радиоэлектроники. Сразу после этого он начинает работать в МИД СССР, где занимает различные должности. Здесь уместно задать вопрос–разве на факультете радиоэлектроники физико-технического института готовят кадровых дипломов? Нет, там готовят инженеров радиоэлектронщиков.
При этом известно, что множество выпускников технических вузов работали в советской, а сейчас работают в российской разведке под дипломатическим прикрытием.
В официальной биографии Пьяных сказано, что в МИД СССР он занимал различные должности. Какие именно должности он занимал, не сказано.
При отсутствии данных о дипломатической карьере эта запись в официальной биографии Пьяных однозначно указывает на деятельность сотрудника спецслужб под дипломатическим прикрытием.
За время «работы в МИД СССР» Пьяных стал опытным парашютистом и аквалангистом. Необходимые навыки для советского «дипломата в штатском». Сотрудников спецслужб готовят во многих учебных заведениях, не только в академиях ФСБ и ГРУ (военная академия МО). Это МГИМО, исторический и журналистский факультеты МГУ, Академия внешней торговли, Военный институт Министерства обороны (бывший Военный институт иностранных языков), Институт стран Азии и Африки. Практически все учебные заведения, которые готовят людей для работы заграницей, связаны со спецслужбами.
Технические вузы в россии тоже готовят сотрудников спецслужб. Бывший советский шпион-нелегал Сергей Жирнов, рассказал нашему изданию, что выпускников технических вузов брали на работу в КГБ и ГРУ для ведения радиоэлектронной разведки и обслуживания шпионской аппаратуры. Тех, кого планировали направить на работу за границу под дипломатическим прикрытием, зачислялись в штат МИДа, или советских загранпредставительств в международных организациях. Затем они проходили обучение в академии КГБ (ныне ФСБ) или ГРУ (военная академия МО) и после этого направлялись к месту службы за границей.
В феврале 1987 года Юрия Пьяных направляют в Никосию в качестве второго секретаря посольства СССР, на должность экономического советника посольства СССР, потом России, на Кипре. Здесь нужно пояснить, что в зависимости от страны пребывания, должность экономического советника в советских, а ныне в российских посольствах, была закреплена за одной из двух советских спецслужб (КГБ или ГРУ), а сейчас закреплена за одной из двух российских спецслужб (СВР или ГРУ). На этой должности Пьяных проработал до 1992 года.
Во время работы «экономическим советником» в российском диппредставительстве он организовал морскую разведывательную спецоперацию ГРУ под прикрытием изучения морского шельфа в районе Кипра. Под видом научной экспедиции по изучению дна Средиземного моря «исследователи» собирали информацию о британских военных базах на острове. Прослушивали переговоры британских военных и наблюдали за активностью на базе британских ВВС Акротири.
Искали подводные кабели и, по некоторым сведениям, подключали к ним подслушивающую аппаратуру. Изучали помехоустойчивость британских линий коммуникации. Прослушивали переговоры турецкого, израильского и египетского флотов и собирали о них информацию.
Вместе с послом СССР на Кипре Юрием Фокиным Пьяных организовал работу военного плавучего госпиталя у берегов Кипра. Под видом лечения пациентов этот корабль занимался сбором разведывательной информации стоя на рейде Ларнаки. С этой позиции было удобно следить за британской военной базой Дикелия и входившими в порт кораблями.
В 1992 году, российский гражданин Игорь Макаров создает кипрское отделение ITERA International Energy L.L.C.
Юрий Пьяных, инженер радиоэлектронщик по образованию, на тот момент работавший дипломатом в российском посольстве и не имевший опыта работы в бизнесе, прекращает дипломатическую карьеру, переходит на работу в «ITERA» и чудесным образом сразу становиться её исполнительным директором. Как видим, для работы в российских компаниях за рубежом предпринимательский опыт не требуется. Для этого требуется опыт иного характера.
Сейчас, когда накоплены знания о методах и стиле работы российских спецслужб, нет сомнений в том, что Пьяных сменил место работы по указанию своего начальства в москве. Иначе невозможно объяснить его стремительное перемещение из МИД на высокий пост в компании, к которой он прежде не имел отношения.
Нужно отметить, что компанию «ITERA» создали выходцы из Туркменистана–Игорь Макаров и Валерий Отчерцов (Заместитель Председателя Верховного Совета Туркменистана).
Пьяных для них был чужой. Вероятно, включение Пьяных в совет директоров компании было условием регистрации «ITERA» в юрисдикции Кипра. Это обычная практика в россии–во всех крупных российских компаниях в совет директоров вводят несколько офицеров спецслужб, в основном, из действующего резерва.
«По терминологии КГБ-ФСБ «действующим резервом», или «Аппаратом прикомандированных сотрудников ФСБ» (АПС ФСБ), называют «офицеров госбезопасности внедренных в различные государственные, научные, гражданские, коммерческие и религиозные учреждения и организации». Активно используются также вышедшие на пенсию сотрудники спецслужб. Должности офицеров действующего резерва введены на всех важных объектах, предприятиях, учреждениях, институтах, бизнесах и т.д. Офицеры госбезопасности, зачисленные в действующий резерв, остаются в составе своего подразделения, но при этом направляются на работу в гражданские учреждения. На указанной должности они выполняют официальные функции, но при этом основной их задачей является осуществление деятельности в интересах органов госбезопасности».
В момент появления «ITERA» на Кипре, Пьяных был не в действующем резерве, а активным сотрудником разведки под дипломатическим прикрытием.
Вероятно, Пьяных был назначен на должность исполнительного директора для того, чтобы контролировать деятельность компании и использовать её в интересах спецслужб.
Вместе с Пьяных в совет директоров «ITERA» вошёл полковник КГБ Виктор Дмитриевич Швец, 1945 года рождения. Он занял пост начальника службы безопасности компании.
С этого момента, Пьяных, будучи руководителем коммерческой компании, начинает бурную общественно-политическую деятельность на Кипре.
Совместно с посольством россии он участвовал в создании на Кипре агентурного центра российской разведки под прикрытием русской православной церкви.
В начале 90х, благодаря усилиям Пьяных и посла россии Георгия Мурадова, в Лимассоле был создан русский православный приход. В какой-то период его возглавлял священник РПЦ Виктор Зогий. Спецслужбы ряда европейских стран идентифицировали его как кадрового офицера ПГУ КГБ СССР–СВР. Когда стало ясно, что он раскрыт, Зогий спешно покинул Кипр.
В 1997 году, Пьяных, совместно с коллегой по работе в советском посольстве в Никосии, таким же «дипломатом в штатском», тоже ставшим «бизнесменом» с кипрским паспортом, Валерием Гусевым, создал фонд строительства русской церкви в Лимассоле. Директором фонда стал Юрий Пьяных, сопредседателем попечительского совета фонда– Сергей Нарышкин, ныне возглавляющий службу внешней разведки россии.
В феврале 1995 года Юрий Пьяных создал и стал президентом «Ассоциации российских бизнесменов на Кипре». Некоторые источники утверждают, что Пьяных, от имени российских властей, контролирует весь российский бизнес на Кипре. Все русские бизнесмены так или иначе выполняют его указания, рекомендации, инструкции и приказы. По словам осведомленного источника, «Пьяных может создать непреодолимые препятствия для ведения бизнеса на острове.
Он является контролером российских властей на Кипре вместе с послом. В некотором смысле Пьяных влиятельнее посла, потому, что тот ограничен дипломатическими рамками, а он не ограничен ничем».
Пьяных, обладающий кипрским гражданством, вовлечен в деятельность всех российских структур на Кипре и входит в руководство множества созданных и финансируемых москвой ассоциаций, советов, фондов. Часть из них маскируется под общественные организации и симулируют общественную, культурную и научную активность. Все они ориентированы на нахождение новых союзников в странах Запада и вербовку эмигрантов из СССР и России. Другая часть нацелена на оказание влияния на правительство Кипра.
С 1998 года Пьяных входит в межправительственную российско-кипрскую комиссию по экономическому сотрудничеству в качестве эксперта. Эта структура, в основном, занимается координацией усилий по сокрытию криминальных российских капиталов в кипрских банках, созданием комфортных условий для работы российских компаний на Кипре и нахождению способов уклонения от санкций против россии. Гражданин Кипра Юрий Пьяных крайне эффективно отстаивает интересы россии в этой комиссии и по слухам имеет колоссальное влияние на кипрских чиновников.
Он участвует в организации и финансировании пророссийских мероприятий. К примеру, Пьяных передавал деньги на организацию ежегодной кремлёвской пропагандистской акции «Бессмертный полк» на Кипре. Об этом рассказала пророссийская активистка Людмила Чуйкова в 2019 году, когда жаловалась на то, что русский культурный центр отобрал у нее право на организацию и проведение «бессмертных полков» в Ларнаке.
С 2002 года Пьяных член президиума и правления финансируемого из российского бюджета международного совета российских соотечественников–структура создана по приказу путина. Первостепенной задачей этой организации является формирование пятых колонн кремля в странах со значительным количеством русскоязычного населения.
С 2003 года Пьяных член президиума Российско-Арабского Делового Совета созданного генералом КГБ Евгением Примаковым. РАДС создавался как подразделение СВР и инструмент влияния кремля на страны Ближнего Востока.
Вместе с Пьяных в этот совет входят глава РОСТЕХ Чемезов (под санкциями), президент ВНЕШТОРГБАНК Костин (под санкциями), член правления РСПП Пумпянский (под санкциями) и многие другие соучастники путинских преступлений.
В марте 2004 года, в принадлежащем компании «ITERA» здании, Пьяных развернул избирательный пункт во время президентских выборов в россии. В 2007 году он становится членом Всемирного координационного совета российских соотечественников, проживающих за рубежом (ВКСРС). Эта организация — исполнительный орган Всемирного конгресса российских соотечественников (ВКРС), который, согласно уставу, этой организации должен обеспечивать «взаимодействие соотечественников с органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ». Взаимодействие эмигрантов с органами власти РФ может выражаться только в их вербовке. Это прямая задача спецслужб.
ВКРС создан кремлем как механизм распространения и усиления своего влияния с помощью российских диаспор заграницей. Отпочковавшиеся от него страновые координационные советы российских соотечественников стали каналами распространения кремлевской пропаганды и дезинформации. Через них москва вселяет в сознание западных обывателей недоверие к демократическим институтам, раскалывает свободное общество изнутри, манипулирует общественным мнением, сеет недоверие к свободно избранным правительствам, презрение к либеральным ценностям и открытому обществу.
Сразу после этого Пьяных создал на Кипре подразделение ВКРС–«координационный совет российских соотечественников Кипра-КСРСК» и стал его постоянным членом.
«Отпочкование новых фальшивых общественных организаций от старых — типичный метод работы российских спецслужб за границей.»–Дмитрий Хмельницкий.
Изначально офис КСРСК располагался на территории посольства россии в Никосии. Там же проходили заседания этой организации. Несколько лет назад КСРСК переехал в помещение редакции газеты «вестник Кипра». Редактор этого рупора кремлевской пропаганды, Наталья Кардаш,–член КСРСК, член всемирной ассоциации русской прессы-ВАРП (подразделение внешней разведки россии и инструмент влияния кремля) тесно сотрудничает с Пьяных. Знающие люди утверждают, что Пьяных принимал непосредственное участие в создании «вестника Кипра».
На пост главы КСРСК Пьяных назначил послушного ему председателя ассоциации русскоговорящих жителей Кипра «Горизонт», гражданина Кипра и россии, Игоря Насонова. В прошлом году его сменил профессор университета Никосии Дмитрий Апраксин, тоже гражданин россии и Кипра. Насонов и Апраксин руководят КСРСК лишь формально, реальным руководителем этой гэбэшный конторы является Юрий Пьяных.
Деятельность координационного совета российских соотечественников на Кипре управляется и финансируется из Москвы. С февраля прошлого года КСРСК выступил официальным организатором множества пропагандистких акций в поддержку россии, путина и преступлений российской армии в Украине. Понятно, что делалось всё это по указанию москвы и главными организаторами были посольство россии и русский культурный центр в Никосии. Но механизм подготовки и проведения этих мероприятий создан и приводится в действие Юрием Пьяных.
На этих мероприятиях из уст спикеров звучала ложь российской пропаганды, кремлевская дезинформация и безумная конспирология. Эти выступления транслировались местным телевидением, а тексты выступлений публиковались в СМИ и распространялись через соцсети.
Выступающие позволяли себе публично критиковать власти Кипра и ЕС, обвиняли Запад в сатанизме (любимый тезис путина) и в том, что демократический Запад напал на россию которая вынуждена защищаться и поэтому ведет оборонительную войну. Все это публично было сказано председателем КСРСК Дмитрием Апраксиным и другими членами этой организации во время проведения массовых акций в поддержку россии.
Примечательно, что в авторитарных странах координационные советы российских соотечественников ведут себя иначе. Например в Турции КСРС не критикует власти страны и не ставит под сомнение «ценности турецкой демократии». Наоборот, всячески восхваляет Эрдогана и его достижения.
Информированный источник на условиях анонимности сообщил нашему изданию, что КСРСК получает финансовую помощь от российских компаний и бизнесменов работающих на Кипре, от «ITERA » в том числе. В последнее время количество спонсоров КСРСК и его структур возросло за счет российских IT компаний переехавших на Кипр после введения санкций против россии за военную вторжение в Украину. Многие из этих компаний пользуясь преимуществами нахождения в европейской юрисдикции продолжают работать в интересах российского правительства.
В 2008 году Пьяных от имени АРБК организовал для семей погибших сотрудников спецназа ФСБ «Альфа» отдых на Кипре, за что получил благодарность от руководства фонда «Альфа-центр»–один из кошельков ФСБ.
Пьяных принимает участие в организации всех официальных мероприятиях под эгидой посольства или русского культурного центра. Его всегда можно увидеть на встречах с российскими официальными делегациями посещающими Кипр.
Вместе с Натальей Кардаш он организовал и финансирует ежегодные Кипрско-российские фестивали в Лимассоле. Праздники славянской письменности и культуры и многое другое.
Кардаш, Насонов, Пьяных
Эти мероприятия финансируются из российского бюджета и спонсируются близкими к кремлю бизнесменами и компаниями, такими как «ITERA». Вся эта активность не имеет ничего общего с культурой и является спецоперацией по распространению кремлевской пропаганды, усилению влияния и вербовке агентов среди местного населения.
Это далеко не полный список организаций, мероприятий и деятельности к которым причастен Юрий Пьяных. Но этого достаточно, чтобы понять глубину проникновения этого человека в общественно-политическую жизнь острова и силу его влияния на проходящие процессы.
Нет сомнений в том, что компания «ITERA» занималась коммерческой деятельностью. Но, также нет сомнений в том, что эта компания используется москвой и её спецслужбами как прикрытие и финансовый источник для шпионажа и влияния на территории Республики Кипр. Отказ от российского гражданства её основателя ничего не меняет, а лишь усиливает маскировку и возможности кремля в стране-члене ЕС.