С российским вторжением в Украину геополитический контекст полностью изменился, как изменились и приоритеты Европейского Союза, его отношения с третьими странами. Euro News обсудили эти вопросы, а также инициативы вокруг кипрской проблемы с новым президентом Республики Кипр. Никос Христодулидис впервые приехал в Брюссель в этой должности для участия в саммите ЕС.
Эфи Кутсокоста, Euronews: «Вы впервые приехали в Брюссель в качестве президента Республики Кипр и привезли конкретное предложение о более активной роли Европейского Союза в решении кипрской проблемы. Учитывая позицию другой стороны (турецких киприотов), учитывая, что диалог был заморожен в течение шести лет, и тот факт, что сегодня Турция дальше, чем когда-либо, от Европейского Союза, чего именно вы ждете? Что под силу ЕС из того, что не удалось вам за все эти годы?»
Никос Христодулидис : «Приступая к решению кипрской проблемы, мы всегда должны принимать во внимание международные факторы. Не столько мы влияем на международные события, сколько они на нас, и что же мы имеем? А имеем мы незаконное вторжение России в Украину. Мы имеем Европейский Союз, который платит определенную цену за принятые в связи с этим решения, которые совершенно правильны. Мы с ними согласны, мы участвуем в них. ЕС развивает ведущую роль в процессе, принимая во внимание влияние российского вторжения на других участников международной системы. Первый фактор — ведущая роль Европейского Союза в кризисе, который разразился по соседству. Второй — выборы нового президента Республики Кипр. Ну, а третий касается выборов в Турции. До них у нас осталось время, им следует воспользоваться, чтобы диалог мог возобновиться».
Эфи Кутсокоста, Euronews: «Поговорим о сегодняшней Турции, о предстоящих в мае выборах — чего вы ждете после них? Либо в случае переизбрания Эрдогана, либо в случае перемен с победой Кылычдароглу«.
Никос Христодулидис: «Я, конечно, не ожидаю радикальных изменений во внешней политике Турции. По крайней мере, в пользу этого говорит история ее развития, но все же это будет новая реальность — избрание президента, будь то Эрдоган или лидер нынешней оппозиции. Важно использовать, повторюсь, этот период (и это то, о чем мы договорились с тремя главами и институтов ЕС) для создания таких условий, чтобы сразу у после выборов в Турции возобновить переговоры в согласованных рамках. Потому что мы больше всех хотим прекращения оккупации и воссоединения нашей родины».
Эфи Кутсокоста, Euronews: «Итак, уточню: ваше предложение — в том, чтобы бы европейские институты взяли на себя инициативу и поместили кипрский вопрос в контекст евро-турецких отношений?»
Никос Христодулидис: «В нашем предложении есть два аспекта. Первый заключается в необходимости выхода из тупика. Мы еще не за столом переговоров, но попытка — именно в том, чтобы разблокировать ситуацию, вернуть переговоры в нужное русло. Здесь нам необходимо ведущее участие Европейского Союза, причем всегда — в контексте Организации Объединенных Наций. Мы не пытаемся вывести кипрский вопрос из-под контроля ООН. Напротив, эта организация и рамки резолюций — наши гаранты на пути к поставленной цели. Но для того, чтобы выйти из тупика, мы считаем, что Европейский Союз — через назначение политического представителя, через действия своих институтов — может поддержать нас на нашем пути. И это первый аспект моего предложения, то, на чем мы сосредоточены сейчас и к чему стремимся сразу после выборов в Турции. После возобновления переговоров придет время и второй части предложения. Она довольно специфическая и предусматривает технократическою поддержку переговоров, как только они возобновятся».
Эфи Кутсокоста, Euronews: «Давайте перейдем к другой теме, которая доминирует сегодня и, вероятно, будет доминировать еще долгое время — я говорю о российском вторжении в Украину. У Кипра были очень хорошие, прочные связи с Россией на протяжении долгого времени, и многие аспекты этого сотрудничества ЕС серьёзно критиковал. А каковы сегодня российско-кипрские отношения?»