Как всегда, начинаем со сводки украинского Генштаба. Потери российских войск на утро 9 марта: личный состав – более 12 тысяч (примерно на уровне вчерашнего дня); танки – 317 (+14); боевые бронированные машины – 1070 (+ 34); артиллерия – 120 (+ 0); РСЗО – 56 (+0); самолеты – 49 (+1); вертолеты – 81 (+1). Интенсивность боев высокая, но темп наступления российской армии замедляется.
Основные направления действий российских войск – Киев, Харьков, Мариуполь, Николаев, в перспективе – Одесса. С военной точки зрения, это – чудовищная безграмотность, поскольку ограниченные силы рассредоточены по четырем направлениям, тогда как азбука стратегии предполагает их сосредоточение на направлении главного удара. Но таковы российские генералы, других у Путина нет.
Майкл Кларк, экс-директор британского Королевского института вооруженных сил, лучшего в Европе аналитического центра по военным проблемам во вчерашнем интервью Sky news говорит: «Наступление по всем этим направлением выдыхается. Русским приходится выделять много войск (для охраны коммуникаций – ЮФ), которые они не контролируют».
В Украине воюют около 200 тысяч российских солдат и офицеров, практически вся группировка, которая была выделена для войны с Украиной. Это – почти две трети личного состава российских сухопутных войск и ВДВ. Для ее усиления перебрасывают все, что только можно наскрести, ослабляя тем самым другие стратегические направления.
Фактически в России происходит скрытая мобилизация – 18 февраля Путин подписал указ о призыве на «военные сборы» резервистов. Для начала, надо думать, их направят на пополнение личного состава частей, откуда забирают военнослужащих на украинский фронт. А затем отправят туда же. Время у Путина быстро сокращается: 1 апреля должен начаться весенний призыв и, одновременно, демобилизация тех, кто выслужил свой срок. Призывников нужно обучать, как минимум, полгода, а лучше год. Если отложить демобилизацию, в армии могут начаться бунты.
Так что, впереди мобилизация, для начала частичная. Ее внутриполитические последствия трудно прогнозируемы, но кое-что можно предположить. В первую очередь, и призыв на военные сборы, и мобилизация затрагивает «глубинный народ», который в массе своей поддерживает войну в Украине. Но одно дело поддерживать лежа на диване, смотря телевизор с пивом в руках, другое дело – в БТР с автоматом. К тому же на войне убивают, чего «глубинный народ» не любит.
Ходят слухи о подготовке штурма Киева. От Путина можно ожидать и этого. О том, что такое штурм большого города можно судить по историческим событиям. В апреле-мае 1945 года советские войска штурмом взяли Берлин, город по числу тогдашних жителей, площади и так далее сопоставимый с Киевом (население Киева до войны – около 3 миллионов человек). Для этой операции СССР сосредоточил 464 тысячи человек личного состава, 12,7 орудий, 1500 танков и так далее. Германские войска, защищавшие столицу, насчитывали около 100 тысяч человек, 3 тысячи артиллерийских стволов и 50-60 танков.
Города штурмовали несколько дней. Потери советских войск – 75 тысяч убитыми, около 300 тысяч ранеными. Потери немцев – примерно 100 тысяч убитыми. Погибли около 170 тысяч гражданских лиц. Цифры говорят сами за себя.
Иными словами, сил для штурма Киева, Харькова, Одессы у России нет.
Украина победит.
Слава Украине! Слава героям!
Юрий ФЕДОРОВ, военно-политический эксперт, профессор пражского университета