Академик Евгений Максимович Примаков был малосимпатичным и весьма консервативным человеком, если не сказать ретроградом. Но не о нем речь.
25 ноября 1993 года, будучи тогда директором СВР, он представил любознательной публике так называемый открытый доклад СВР под названием «Перспективы расширения НАТО и интересы России». Я думал найти в нем какие-нибудь указания на то, что западные страны коварно обманули Горбачева, а затем Ельцина, обещая не расширять этот блок на восток, а сами взяли и расширили. Ну, вдруг.
Не нашел.
Зато в заключительном разделе, в котором формулируются выводы наткнулся на любопытный пассаж. Эксперты СВР пришли, в частности, к выводу , что «в условиях, последовавших за окончанием периода конфронтации, когда после роспуска Варшавского договора так называемая блоковая дисциплина перестала действовать, Россия не имеет права диктовать суверенным государствам Центральной и Восточной Европы, вступать ли им в НАТО или другие международные организации».
Да, да – «не имеет права диктовать суверенным государствам …». Это написали не какие-то либеральные политологи или иностранные агенты. Этот пассаж был написан экспертами СВР и подписан, как и весь текст, лично академиком Примаковым. Предположить, что Евгений Максимович был иностранным агентом, ну никак не могу. Ведь ему поставлен памятник не где-нибудь, а прямо у входа в Министерство иностранных дел. Хотя, … памятник снести недолго, мы это знаем. Обидно, однако, что нынешние руководители российской дипломатии не читают своих собственных (пока еще) классиков.
Кстати, найти оригинал этого доклада в сети на русском языке я не смог. Думаю, не случайно. Ведь Украина относится к суверенным государствам Восточной Европы. И чтобы не вводить русских людей в сомнение, открытый доклад, похоже, решили закрыть. На всякий случай.
Но дотошные коллеги из Польского института международных проблем (PISM) опубликовали его, правда, на английском языке в большом сборнике весьма полезных документом, относящихся к расширению НАТО. Поэтому привожу упомянутый отрывок на английском языке.
«In the conditions that followed the end of the confrontation period, when so-called bloc discipline ceased to have effect after the Warsaw Pact was dissolved, Russia has no right to dictate to the sovereign states of Central and Eastern Europe whether to join NATO or other international organizations».
Юрий ФЕДОРОВ, военно-политический эксперт, профессор Пражского университета