The Washington Post: российская кампания по дезинформации использовалась против врагов Путина

Согласно новому докладу исследовательской компании Graphika, обнародованному во вторник, российские агенты использовали онлайн-подделки, фейковые посты в блогах и на более 300 платформах социальных сетей, чтобы вести подрывную деятельность и распространять дезинформацию о предполагаемых врагах во всем мире, в том числе в Соединенных Штатах, пишет The Washington Post.

Перечень лиц, бывших целями агентов на протяжении 6 лет непрерывной, широкомасштабной деятельности, похож на список врагов президента России Владимира Путина: правительство Украины, Всемирное антидопинговое агентство, критик Кремля Алексей Навальный, президент Франции Эммануэль Макрон и бывший госсекретарь США и кандидат в президенты Хиллари Клинтон.

«Клинтон в 2016 году называли MURDERER — «убийца». Политических конкурентов изображали как некомпетентных людей или алкоголиков. ВАДА, которое запретило российским  спортсменам участвовать в Олимпийских играх 2016 года, ложно обвиняли в сговоре с фармацевтическими компаниями», — говорится в статье.

Несмотря на тесное сотрудничество с исследователями из многих социальных сетей, Graphika не смогла определить, какие элементы обширной разведывательной структуры в России ответственны за дезинформацию. Но мотив, по словам исследователей, был ясен — опорочить и разделить людей и организации, которые не нравятся Путину и рассматриваются как угрозы для его власти, особенно в Украине.

Исследователи назвали эту операцию Secondary Infektion («Вторичная инфекция?), отсылая к Operation Infektion советской эпохи, в ходе которой распространялось ложное утверждение о том, что Соединенные Штаты создали вирус, вызывающий СПИД. «Если бы у Secondary Infektion был девиз, это были бы слова «разделяй и властвуй», — отметил Бен Ниммо, директор по расследованиям в Graphika. — Похоже, что общая цель операции состояла в том, чтобы разделить и дискредитировать страны и институты, на которые она нацеливалась, столкнув союзников друг с другом и вбив клин между кремлевскими критиками».

Secondary Infektion была не такой эффективной, как более известные операции, такие как кампания, нацеленная на то, чтобы посеять разобщение в социальных сетях, проводимая Агентством интернет-исследований во время президентских выборов 2016 года, или кража агентами российской военной разведки электронных писем Демократической партии и кампании Клинтон, которые позже были размещены в интернете.

«Кампании в рамках Secondary Infektion включали фейковые новостные статьи и поддельные документы. Еще одной отличительной чертой было создание одноразовых учетных записей, которые использовались только один раз, а затем бездействовали. Такие одноразовые учетные записи затрудняют выявление тех, кто стоит за ними, и позволяют предположить, что это была работа разведывательного агентства, заинтересованного в сохранении секретности. Но это также препятствовало накоплению аккаунтами подписчиков и набору популярности, ограничивая влияние операции», — сообщает издание.

Одним заметным исключением стала утечка ряда, по-видимому, подлинных документов о торговых переговорах между США и Великобританией на такой платформе, как Reddit, за несколько недель до всеобщих выборов в Британии.

В какой-то момент почти все платформы социальных сетей имели контент от Secondary Infektion, хотя большая его часть удалялась на фоне того, как Graphika постепенно обнаруживала его — часто спустя годы после публикации материала. «Это демонстрирует, что мы все еще обнаруживаем «слепые пятна» в нашем понимании российского вмешательства и впереди нас еще ждет работа с тем, чтобы обеспечить должную готовность к защите выборов 2020 года, — заявила Камиль Франсуа, директор по инновациям Graphika. — Кто эти ребята и чего они на самом деле пытаются достичь: на эти вопросы мы пока не можем ответить. Это дезориентирует».

В целом достижения в рамках Secondary Infektion по вовлечению аудитории были незначительными. «В целом, — говорится в докладе, — из всех информационных операций, которые изучила Graphika, Secondary Infektion добилась наименьшего влияния. Из сотен фейковых историй и поддельных документов ничто не набрало значительной популярности в интернете». 

Graphika неоднократно сталкивалась с комментариями под историями, публикуемыми в рамках Secondary Infection, в которых их высмеивали или клеймили как «русских троллей».