Татьяна Иоанну: «Я россиянам этого никогда не прощу. Мы никогда не простим».

В Украине на глазах у всего мира происходит гуманитарная катастрофа, вызванная вторжением русской армии. По приказу военного преступника Путина российские войска целенаправленно уничтожают украинский народ, разрушают инфраструктуру Украины, разрушают города. 

Председатель украинской общины Кипра Татьяна Иоанну стала свидетелем этих ужасных событий. С первых минут войны она оказалась в эпицентре варварских бомбардировок Харькова российскими войсками. 

— Татьяна, как вы оказались в Харькове во время войны? 

— Я чувствовала, что может произойти что-то страшное и поэтому поехала к родственникам в Харьков, чтобы проведать их, разобраться в обстановке на месте и, в случае чего, вытащить мою маму оттуда. 

Я купила билет на самолет в Украину на 23 февраля. А 26 февраля я должна была вернуться обратно на Кипр. 

— Вы чувствовали приближение войны, вы верили  что она может начаться? 

— Да. Я чувствовала это и понимала, что Путин не просто так пригнал свою армию к границам Украины. Все разговоры о том, что они приехали на учения только убеждали меня в этом. В России же всегда лгут. 

— Вы помните как началась война? 

— 24 февраля я не могла спать, сидела в фейсбуке и заметила точное время когда прогремели первые взрывы, это было в 05:06 утра. 

— Какова была ваша реакция когда вы осознали, что русские начали войну?

Страха не было. Было сильное нервное напряжение и чувство ненависти к тем, кто начал войну. 

— Харьков начали обстреливать сразу после военного вторжения или первое время город не подвергался обстрелам? 

— Русские сразу начали бомбить и обстреливать Харьков. В первые же минуты обстреляли жилые массивы района Северной Салтовки. Там новые дома, построенные в последнее десятилетие. Россияне их разрушили полностью. 

— Вы видели разрушения в городе? Вы видели как русские снаряды, бомбы и ракеты разрушали жилые дома? 

— Да. Я видела, как русские уничтожали жилые дома целыми кварталами. Я видела, как они стреляли ракетами по детским садам и школам. Я видела разрушенные больницы и исторические здания. Я — очевидец их преступлений! 

Совсем близко от моего дома упала ракета. В пятидесяти метрах от места взрыва находился детский сад. Он полностью разрушен. 

— До начала войны вы видели в Харькове украинских военных или военную технику? 

— Нет. 

— Как вы прятались от бомбежек? 

— Мы все время находились дома и лежали на полу. Над нами на низкой высоте пролетали русские самолеты и бомбили город. Эти самолеты создавали страшный вой, от которого можно было сойти с ума. 

— Вы слышали стрельбу на улице? 

— Да, особенно по ночам. 

— Как вы уехали из Харькова?

— Я с трудом нашла водителя такси, согласившегося отвезти меня на вокзал за очень высокую цену. По дороге таксист рассказал, что живет недалеко от меня в шестнадцатиэтажном доме. Жители этого дома в основном женщины, дети и старики. Они все сидят в подвале, а он зарабатывает деньги, чтобы всех их кормить, лечить, обеспечивать средствами гигиены. Другие мужчины из этого дома ушли в армию и территориальную оборону. Я заплатила ему больше оговоренной заранее цены. 

— Что вы увидели на вокзале? 

— Огромное количество людей, панику и хаос. Люди были в ужасе. Многие не могли справиться с охватившим их ужасом и в панике метались по вокзалу. Была страшная давка. Люди падали в обморок. Постоянно слышались крики – позовите врача. 

Спасибо нашим волонтерам, они очень помогали людям, разносили еду, воду, горячие напитки. Детям раздавали подгузники, молочные смеси, игрушки, фрукты. 

— Билеты сложно было купить? 

— Билетов не было. Люди могли ехать бесплатно. Мы с мамой решили ехать на первом же поезде, в любом направлении, лишь бы уехать из Харькова. 

Нам чудом удалось сесть на поезд который шел в Ивано-Франковск. В нашем купе, рассчитанном на четыре человека, кроме нас с мамой было еще двенадцать человек. Поезд был забит до отказа. Не было ни одного сантиметра свободного пространства. Была страшная духота, люди задыхались… 

Особенно тяжело было детям и старикам. Туалеты не работали. Наш поезд дважды сделал остановку – в Полтаве и во Львове. Но из-за того, что с перронов люди пытались проникнуть в поезд, а в проходах стояли люди очень плотно, выйти на перрон в этих городах было невозможно. 

— Что вы увидели во Львове? 

— Толпы людей! Помню, мы направлялись к выходу из вокзала и перед нами шли дети из детдома. Их тоже эвакуировали из Харькова. Дети шли держась друг за друга, бледные от испуга с расширенными глазами. Боюсь, они уже никогда не избавятся от этого страха… 

Во Львове очень хорошо был организован прием беженцев. Волонтеры никого не оставляли без внимания и заботы. Всех накормили, всем помогли. Спасибо им большое за все! 

На улице у вокзала стояли железные бочки, в которых жгли дрова и люди грелись возле них. 

Было много палаток, в которых  представители Красного креста оказывал медицинскую помощь людям. Были даже специальные зеленые палатки, в которых кормили животных. 

Нас встретили члены нашей украинской общины на Кипре Юлия и Анатолий Совяк, они тоже в это время оказались в Украине, и помогли добраться до наших родственников. У них мы с мамои и переночевали. Утром за нами приехала моя двоюродная сестра из Червонограда и забрала нас к себе. Два дня мы находились у нее, и думали как дальше добираться до Кипра. Решили ехать через Польшу и на третий день утром нас отвезли на пограничный пункт Угриново. 

Нам повезло и мы прошли границу за полчаса. Сейчас люди стоят там по несколько часов в очереди, чтобы перейти границу. 

— Как к вам относились польские пограничники и поляки в целом? 

— Прекрасно! Польские пограничники всем помогали, подносили вещи, коляски, носили детей на руках, кормили нас и поили чаем и кофе, оказывали медицинскую помощь. Помогали переносить тяжелые сумки и чемоданы, ведь мужчин с украинской стороны не пропускал через границу, только инвалидов и вдовцов с детьми. 

Все поляки, не только пограничники, относились к нам с невероятной добротой и сочувствием. Вся Польша увешана украинскими флагами и плакатами с призывом помогать украинцам. Поляки открыли свои дома для украинцев, жертвуют одежду, деньги, медикаменты. Развозят беженцев бесплатно по разным городам и центрам. Вся Польша превратилась в огромное убежище для украинцев!

Для украинцев в Польше все бесплатно – транспорт, рестораны, кафе, больницы, гостиницы. Они даже создали бесплатные супермаркеты для беженцев из Украины, где каждый может взять себе все, что ему нужно. 

Выступил президент Польши и призвал всех граждан своей страны поддержать украинцев. 

Я очень благодарна Польше и простым полякам. Они самые  прекрасные, самые добрые люди на свете. Я всегда буду молиться за них. Пусть Всевышний благословит Польшу и всех поляков!

Прямо на границе с Польшей тоже стояли волонтеры Красного креста и помогали людям. Я познакомилась в Польше с несколькими волонтерами из Германии и всех пригласила на лето к себе на Кипр. 

— Что было дальше после того как вы перешли границу? 

— В Варшаве у меня живет подруга, Марта. Когда я была еще в Харькове, она позвонила мне и предложила приехать к ней. После перехода границы Марта встретила нас и отвезли к себе домой в Варшаву. 

— Как вы добирались из Польши на Кипр? 

— В Варшаве я пыталась купить билеты на ближайшее число, но билетов не было. Пришлось ждать несколько дней, прежде чем удалось купить билеты и прилететь домой. 

— Татьяна, как вы думаете, Украина выстоит? 

— Я в этом нисколько не сомневаюсь. Украинцы победят в этой войне. Не могут рабы победить свободных людей! Наш дух и волю к свободе никто не сможет сломить. Мы будем драться и мы победим. 

— Что вы хотите сказать россиянам? 

— Я им никогда не прощу. Мы никогда не простим!

Борис ДЕМАШ, специально для Cyprus Daily News

Нас можно поддержать через PayPal 

СДЕЛАТЬ ПОЖЕРТВОВАНИЕ

Спасибо за вашу поддержку!