Российский террор можно остановить только на поле боя

Украине понадобилось несколько месяцев, чтобы доказать партнерам и союзникам, а также всему миру свою способность защищаться. Как следствие, начался процесс перехода украинских Вооруженных сил на более эффективные натовские образцы.

Наши воины продемонстрировали не только умение быстро осваивать новые вооружения, но и «выжимать» из них гораздо больше, чем было изначально заложено производителем. Этого хватило для успешного проведения наступательных операций по харьковскому и херсонскому направлениям летом и осенью. Но для решительного перелома в нашу пользу этого оказалось недостаточно: ситуация показала неотложную потребность в тяжелых вооружениях: системах ПВО и ПРО, ракетах большой дальности, танках и авиации.

Варварский обстрел Днепра 14 января и гибель десятков мирных жителей показал, что все это нужно сейчас. Президент Зеленский подчеркнул, что российский террор можно прекратить только на поле боя и с помощью оружия, находящегося на складах партнеров. Нынешняя ситуация в определенной степени напоминает начало марта прошлого года, когда украинцы и их симпатики за границей решительно требовали оружия и боеприпасов для остановки врага. Тогда мир прислушался к нам и положил начало «формату Рамштайна», что позволило переломить ход войны. Сейчас необходима такая же решительность со стороны западных лидеров, но, к сожалению, этого не наблюдается. Вспомним только историю вокруг предоставления систем ПВО и танков «Абрамс» и «Леопард». Испания не может предоставить Украине ЗРК Aspide из-за запрета Швейцарии. Джозеф Байден пока не решается начать поставки танков «Абрамс», а немцы, пожалуй, уже и сами запутались с танками «Леопард-2». Каждая из сторон избегает четких действий, перекладывая ответственность на других. При этом нужно поблагодарить британского премьера Р.Сунака за четкую и стабильную поддержку, в частности, за роту бронетранспортеров «Челленджер-2», а также наших польских и балтийских друзей, которых не пугают затраты на поддержку Украины в ее противостоянии врагу.

Еще раз хочется напомнить нашим партнерам, что предоставление эффективного оружия Украине – это не благотворительность, а акт самозащиты западной демократии, а отказ в предоставлении – это соответственно саботаж демократии. Стойкость украинских воинов помогает западным элитам выиграть время, чтобы проснуться от сна постбиполярной эпохи и приготовиться к возможности дать отпор террористам и варварам. Мы понимаем, что нашим союзникам и партнерам приходится преодолевать бюрократические преграды и банальную нехватку ресурсов. Но если Украина не удержит фронт, то российские вооруженные убийцы и насильники появятся на улицах европейских городов, а любые разговоры о демократии потеряют какой-либо смысл.

Сергей Федуняк

стипендиат программы Фулбрайта-Кеннана; профессор кафедры международных отношений Черновицкого национального университета им. Ю. Федьковича, Черновцы, Украина