Раскольники в погонах

В конце августа этого года разразился грандиозный скандал, связанный с так называемой “Русской православной церковью Северного Кипра”, который из церковного стремительно перерос в политический. Русскоязычный приход, действующий на севере Кипра более пяти лет, о деятельности которого рассказало кипрское издание “Филелефтерос”, в результате был назван незаконным и мошенническим. По сообщениям кипрских СМИ, вопросы, связанные с работой русского прихода на севере, вероятно будут обсуждаться на Священном синоде Кипрской православной церкви (КПЦ) 5-го сентября. 

Русская православная церковь на Северном Кипре это серьезно

 “Филелефтерос” 19-го августа  опубликовало статью, в которой обратило внимание, что на оккупированных территориях северного Кипра действует русскоязычный православный приход, где совершаются “литургии” на русском языке. Возглавляет приход настоятель Алексей Иванов, который проживает с семьей на севере Кипра, был рукоположен в конце августа 2014 года в Одесской митрополии предстоятелем и основателем РПЦЗ(А) митрополитом Агафангелом (Пашковским).

Издание рассказало, что русский православный приход имеет свой веб-сайт и аккаунты в популярных соцсетях. Сообщалось, что “литургии” проходят в церкви Святого Георгия (Пано Кирения) и в церкви Пресвятой Богородицы в деревне Клепини (турецкое название Арапкай). 

“Филелефтерос” цитирует сайт вышеуказанного прихода, где указано, что он “ был сформирован на основе русскоязычной православной общины Северного Кипра, которая искала возможности для организации полноценной духовной и функциональной жизни на Северном Кипре».

Фото с сайта pravkipr.ru

Издание сообщило, что журналисты пытались связаться с настоятелем Алексеем Ивановым и митрополитом Агафангелом, но это оказалось невозможным. 

В комментарии источника газеты, связанного с Кипрской православной церковью, говориться, что факт создания “Русской православной церкви” на севере фактически означает “отмену автокефалии КПЦ, признание юрисдикции другой церкви, признание оккупационных властей и присвоение имущества другой церкви”.   

Информация о русском приходе живо подхватили греческие СМИ, которые заподозрили  “руку Кремля” в организации деятельности православной церкви на Северном Кипре,  написали о “вызове, исходящем непосредственно из Москвы и угрожающем автокефалии Церкви Кипра”, а также заявили “о русском церковном вторжении и пропаганде оккупированных территорий”. 

Официальные объяснения 

В этот же день в нескольких кипрских и российских СМИ появилось пояснение представителя посольства РФ на Кипре Аллы Ханаевой, где говорилось, что  церковь на Северном Кипре незаконная. “Мы внимательно следим за ситуацией, находимся в постоянном контакте с представителем Московского патриархата на Кипре. Факты, изложенные в статье “Филелефтерос” не совсем соответствуют действительности”. 

“У нас есть официальное подтверждение отдела внешних церковных связей Русской православной церкви, в котором говорится, что Алексей Иванов, который заявляет о себе как священнослужителе Русской Православной церкви за границей (РПЦЗ), возглавляющий приход данной организации в Кирении, не является и никогда не являлся священнослужителем РПЦ и пребывает вне общения с РПЦ. Это подтверждение священнослужители передали ещё летом архиепископу Кипра. Церковь Кипра в курсе, и Московский Патриархат принял все меры, чтобы проинформировать ее, что это незаконная деятельность. РПЦ не имеет никакого отношения к этой самозваной церкви»,   говориться в сообщении представителя посольства.

В опровержении уточняется, что “так называемый митрополит» Агафангел возглавил не каноническую РПЦЗ, а отколовшуюся от нее, после ее воссоединения с Московским патриархатом, церковную структуру, которую принято называть РПЦЗ(А), и за это в 2009 году Архиерейский собор канонической РПЦЗ лишил его сана.

Представитель российского посольства также заявила, что “РПЦ всегда признавала автокефалию Церкви Кипра и руководствуется принципом абсолютной юрисдикции Церкви Кипра на территории страны, распространяющейся на весь остров”.

Хризостом II

Архиепископ Кипра Хризостом II выступил в СМИ и дал свои объяснения. Выступая в эфире кипрского канала Sigma TV, архиепископ сказал, что присутствие самопровозглашенной Русской православной церкви на севере неприемлемо, но ничего с ней сделать невозможно, поскольку она находится на оккупированных территориях. 

Архиепископ также рассказал, что месяц назад он встречался с российским послом , но никаких действий  предпринять не удалось, поскольку приход не принадлежит официальной РПЦЗ. 

Через неделю на тему русской православной церкви в оккупированной  части Кипра высказался и Московский патриархат, который назвал провокацией публикацию кипрской газеты .По словам секретаря отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата по межправославным отношениям протоиерея Игоря Якимчука, “статья  в Филелефтерос была опубликована с целью посеять недоверие у киприотов к России и Русской церкви”. 

Он отметил, что в публикации много рассуждений о том, что произошло некое вторжение в юрисдикцию Кипрской церкви, о действиях против территориальной целостности Кипра. При этом не указано, что эта община никогда не имела никакого отношения к Московскому патриархату

Секретарь ОВЦС  указал, что Московский патриархат делает все возможное для организации «пастырского окормления» верующих на Кипре. По согласованию с Кипрской церковью север острова регулярно посещает командированный на Кипр священник РПЦ, который совершает там богослужения. Одной из его задач является установление контакта с теми, кто был введен в заблуждение раскольниками и разъяснение им пагубности раскола», сказал Якимчук.

Чем ответил русский  православный приход

На все обвинения ответили и сами так называемые раскольники в подробной статье “Законна ли русская церковь на Северном Кипре?” на сайте прихода. 

“Деятельность нашего прихода совершенно легальна и законна. Православный приход Русской Православной Церкви Заграницей зарегистрирован на Северном Кипре как юридическое лицо “Православное Общество Турецкой Республики Северного Кипра” и осуществляет свою деятельность на территории ТРСК на основании Свидетельства о регистрации № DER-3-K-54 от 24.10.2017  и Устава Общества”, говорится в тексте. 

Фото с сайта pravkipr.ruВ статье сказано, что приход и храм “являются центром притяжения практически всей русскоязычной диаспоры Северного Кипра”.  И что “русская община более пяти лет назад обращалась к КПЦ с просьбой организовать приход для русскоязычных жителей Северного Кипра или хотя бы присылать священника для духовного окормления, поскольку жители ТРСК не могут посещать Южный Кипр. Однако, наши просьбы остались без ответа. Именно поэтому наша община и присоединилась к РПЦЗ под омофором Митрополита Агафангела”. Также объясняется, что русский приход не рассматривает храмы Кипрской церкви, находящиеся на северной территории, как свою собственность: “Мы как резиденты ТРСК лишь временно используем данные храмы для совершения богослужений. Вместе с тем, мы восстанавливаем эти храмы и заботимся о них”. 

Новая старая церковь 

Интересный факт, который обошли своим вниманием участники обсуждаемой темы приход русской православной церкви появился на севере ни вчера, и даже ни в этом году. По словам настоятеля Алексея Иванова, русская община организовалась в 2013 году, хотя на странице прихода в Facebook указан 2014-й  год его рукоположения в сан.

Русскоязычные жители оккупированной части Кипра упоминали о богослужениях на севере острова все эти годы. Однако официальная регистрация “Православного Общества Турецкой Республики Северного Кипра” состоялась лишь 20 октября 2017-го. В середине февраля 2019 года между православным обществом и агентством по организации и управлению религиозными делами ТРСК был подписан договор о передаче в аренду церкви Пресвятой Богородицы, о чем сообщается  на сайте прихода.

Через две недели на кипрском русскоязычном портале «Cyprus butterfly», торгующем недвижимостью и новостями, появилась развернутая дружелюбная статья, в которой сообщалось об официальном подписании договора аренды храма на территории непризнанной Турецкой Республики Северного Кипра”. 

В ближайших задачах прихода РПЦЗ(А) на Северном Кипре — получение помещения для православного духовно-просветительского центра в Кирении (Гирне) и земли под организацию православного кладбища на Северном Кипре. Представители прихода отмечают,  «что церковь передана именно для совершения богослужений, а не просто, как здание», говориться в статье. 

«Хочется поблагодарить администрацию Турецкой Республики Северного Кипра, которая идет навстречу нуждам и пожеланиям русскоязычной общины, проживающей на Северном Кипре, цитирует портал настоятеля церкви Алексея Иванова, а также выразить особую признательность нашим благотворителям и помощникам, которые сделали возможным официальную регистрацию нашего православного прихода и получение храма под богослужения». В статье подчеркивается, “что никаких иных постоянно действующих православных общин на территории ТРСК нет”. 

После информации о подписании договора, портал подробно рекламирует предстоящее  торжественное празднование «передачи храма», которое приурочено к празднованию Масленицы. И также сообщает, что “на торжествах, которые состоятся в церкви Пресвятой Богородицы, будут присутствовать официальные лица Турецкой Республики Северного Кипра”.

Однако уже  в августе, после разразившегося скандала, этот же портал под заголовком “На Северном Кипре мошенники и самозванцы открыли русскую церковь” неожиданно информирует читателей о появлении на севере самозванной “русской православной церкви”,  во главе с “неким священником” Алексеем Ивановым. И, ссылаясь на заявление архиепископа Хризостома, называет церковь мошеннической. “Посольство России на Кипре, заявило, что появившаяся церковь никакого отношения к РПЦ не имеет и является неканонической”, добавляет автор.

Кто стоит за русской православной церковью на севере?

Cyprus Daily News поговорил с собеседником, владеющим информацией, но пожелавшим остаться неназванным, который рассказал, что “проект русской православной церкви Северного Кипра”, по его словам, с первого дня находился под контролем российских властей и спецслужб. 

Источник пояснил, что российские спецслужбы якобы давно планировали взять под контроль русскоговорящую общину на оккупированной части Кипра, которая по разным оценкам насчитывает от 10 до 15 тысяч человек, но не хотели портить отношения с кипрским правительством и раздражать Кипрскую православную церковь. 

Давайте сделаем небольшой экскурс в историю. В 1917 году в России произошла революция. К власти пришли коммунисты и объявили религию вне закона. Церковь была запрещена, храмы и монастыри разрушены, большая часть священников была убита или сослана в лагеря. Меньшая часть спаслась, бежав за границу, где и была создана Русская православная церковь за рубежом. 

Сталин в 1943 году восстановил РПЦ как дополнительный инструмент пропаганды советского режима и контроля за населением. Церковь стала орудием советской внешней политики. Внутри страны священнослужители следили и доносили режиму на верующих, а священниками назначались агенты КГБ. Таким образом, церковь стала  одним из инструментов государственного подавления и контроля за обществом, использовалась в целях внешней и внутренней пропаганды и тотальной слежки за населением. 

СССР развалился, и с тех пор произошли некоторые изменения в работе РПЦ. Но в целом стиль, методы и цели не изменились. Сейчас она фактически является идеологическим департаментом в системе госбезопасности России.

А в 2007 году РПЦ  и РПЦЗ объединились. Очевидно, московские священники сделали своим заграничный коллегам предложение, от которого они не смогли отказаться. Но некоторые верующие отказались объединяться с РПЦ, потому что справедливо считали ее департаментом КГБ-ФСБ. Для таких сомневающихся были предусмотрены епископы, которые якобы отказались от подчинения Московскому патриархату, но, на самом деле, они также работают под контролем российских спецслужб. По одной из версий, один из таких священнослужителей   епископ Агафангел (Пашинский), который рукоположил Алексея Иванова священником в оккупированной Кирении.

Как рассказал Cyprus Daily News другой осведомленный источник, знакомый с религиозной ситуацией на Кипре, настоятель русского прихода Алексей Иванов, священнослужитель РПЦЗ(А), глава православного прихода и русского православного общества якобы имеет весьма тесные отношения с российскими спецслужбами.  Есть информация, что Иванов, предположительно, был завербован органами госбезопасности России во время учёбы в Москве.

По словам источника, с отцом Алексеем несколько раз встречался экс-президент одной из кипрских партий во время своих визитов на оккупированные территории. Этот же политик будто бы публично хвалился перед соотечественниками, что он в состоянии “решить любую проблему на севере острова” , и что “русские на северной части находятся под контролем посольства РФ”.  А пока под контролем этого активного и общительного политика, по нашей информации, находятся сообщества в соцсетях русскоговорящих жителей оккупированной северной части.

Источник рассказал, что бизнесмены, живущие в Республике Кипр, финансово помогают настоятелю церкви. Так, российский предприниматель и православный меценат, проживающий на юге острова,  якобы оплатил первоначальные расходы на восстановление церкви в Клепини и проведение праздников. Есть мнение, что настоятеля Иванова финансово поддерживает еще один крупный российский бизнесмен и бывший банкир, который  близок к руководству русской православной церкви и российским спецслужбам. Третий православный бизнесмен, выходец из российских спецслужб, часто навещает отца Алексея и, по слухам, также финансово его поддерживает. 

Сам настоятель Алексей Иванов не скрывает, что получает помощь от меценатов, но имен благотворителей не открывает. Согласно информации с сайта прихода, пожертвования на храм и ежемесячные расходы  можно сделать с помощью рублевых банковских карт, с мобильных телефонов РФ, с кошельков Яндекс Деньги, PayPal, кошелька QIWI и платежных терминалов в РФ. Пожертвование наличными деньгами в храме принимают в любой валюте.

По словами источника, появление русской православной церкви, формально не подчиняющейся Московскому патриархату,  — классический гибридный метод российских спецслужб с целью распространения своего влияния в оккупированной части Кипра. 

Поэтому, можно сказать, что автокефалии Кипрской православной церкви угрожает не столько отдельно взятый православный приход на севере, сколько сила с совершенно другими интересами. 

Стоит ли удивляться, что именно в 2014 году, после начала войны России против Украины, когда  российские спецслужбы активизировали свою деятельность по всему миру, Алексей Иванов стал священником и возглавил русскую православную общину в так называемой ТРСК, которую пять лет никто не замечал?

ALEXEY NIKOLSKY/TASS

Наш источник обратил внимание на еще один важный момент. По его словам, официальная регистрация “Православного Общества Турецкой Республики Северного Кипра” и передача в аренду церкви Пресвятой Богородицы были бы невозможны без неких договоренностей между Россией и Турцией на самом высоком уровне. Источник сообщил, что российские и турецкие спецслужбы координируют свою деятельность в регионе с тех пор, как между Путиным и Эрдоганом установились партнерские отношения и возникло полное взаимопонимание. 

РЕДАКЦИОННАЯ статья