Призыв к созданию специального трибунала для наказания за преступление агрессии против Украины

Решение президента Путина начать нападения на Украину представляет собой серьезный вызов международному порядку, установившемуся после 1945 года. Он стремился заменить верховенство закона и принципы самоопределения всех народов применением силы. Весь мир должен быть осведомлен об акте агрессии, который он спровоцировал, и о зверствах, которые он осуществил.

В настоящее время в соответствии с международным правом существует три основных способа, по которым действия президента Путина могут быть подвергнуты пристальному вниманию всего мира.

Украинцы уже начали разбирательство в Международном суде (МС) в Гааге. Аргумент Украины и основа для решения Международного суда юрисдикция заключается в том, что Россия подвергает Украину ложному утверждению о геноциде, и Украина не должна подвергаться военным операциям другого государства на своей территории, основанным на нарушении Конвенции о геноциде.

Другие государства могут вмешаться в разбирательство в Суде, который на следующей неделе проведет слушания по ходатайству Украины о временных мерах защиты против России.

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге также может провести расследование действий России. 25 февраля Россия была лишена права представительства в Комитете министров и в Парламентской ассамблееСовета Европы.

Однако Россия остается членом Совета Европы и участником Европейской конвенции по правам человека и может быть привлечена к ответственности в соответствии с ней за нарушение прав человека.

Это может произойти, если после исчерпания национальных обращений к правосудию, гражданин Украины (или любая отдельная жертва) обращается в Суд с жалобой на нарушение их прав или если какое-либо из государств Совета Европы (действуя самостоятельно или коллективно) подает межгосударственное заявление со ссылкой на нарушения Конвенции.

На этой неделе Европейский суд постановил принять временные меры защиты по делу, поданному Украиной против России.

После передачи тридцатью девятью государствами ситуации в Украине в Международный уголовный суд в Гааге (МУС) прокурор МУС начал расследование текущих событий в Украине.

МУС имеет полномочия расследовать любые акты геноцида, военные преступления и преступления против человечности, совершенные на территории Украины. Однако МУС не может осуществлять свою юрисдикцию в отношении преступления агрессии, если акт агрессии совершен государством, которое не является участником Статута этого Суда, если только Совет Безопасности не передаст этот вопрос в Суд.

Поскольку Россия не ратифицировала этот Статут и воспользовалась бы своим правом вето в Совете Безопасности против передачи дела, этот Суд не может, как обстоят дела в настоящее время, расследовать преступления агрессии против Украины.

МУС сможет привлекать отдельных лиц к ответственности за преступления, которыми он занимается, при наличии конкретных доказательств, связывающих их с конкретными действиями и политикой.

Однако в некоторых случаях может быть легче установить ответственность за ведение агрессивной войны, которая столь явно является грубым нарушением Устава Организации Объединенных Наций.

Таким образом, в дополнение к действиям, которые сейчас предпринимаются в МУС, МС и ЕСПЧ, мы предлагаем создать специальный трибунал с ограниченным вниманием к преступлению агрессии, которое не может быть рассмотрено тремя другими судами. Специальный трибунал для наказания за преступление агрессии против Украины может действовать быстро.

Во время второй мировой войны, страны встретились в Лондоне в 1942 году, чтобы разработать резолюцию о военных преступлениях Германии, которая привела в конце конфликта к созданию Международного военного трибунала и Нюрнбергскому процессу.

Чтобы помочь отразить отвратительные попытки президента Путина разрушить мир в Европе, нам пора создать такой Специальный трибунал.

Поступая таким образом, мы действуем в знак солидарности с Украиной и ее народом, и сигнализируем о нашей решимости о том, что преступление агрессии не будет терпимо, и что мы не оставим камня на камне, чтобы положить конец ужасным событиям, которые мы сейчас наблюдаем, тем самым гарантируя, что те, кто развязал такие ужасы, будут привлечены к личной ответственности в соответствии с уголовным законом, чтобы правосудие могло свершиться.

Специальный трибунал должен быть создан на тех же принципах, которыми руководствовались союзники в 1942 году для расследования актов насилия со стороны России в Украине и определения того, являются ли они преступлением агрессии.

Страны должны согласиться предоставить юрисдикцию,вытекающую из национальных уголовных кодексов и общего международного права в специальный уголовный трибунал, и наделить такой трибунал юрисдикцией для расследования как лиц, совершивших преступление агрессии, так и тех, кто внес существенный вклад или способствовал совершению этого преступления.

Мы приветствуем правительствам прилагаемый проект декларации об учреждении Специального трибунала.

ДЕКЛАРАЦИЯ О СПЕЦИАЛЬНОМ ТРИБУНАЛЕ ДЛЯ НАКАЗАНИЯ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЕ АГРЕССИИ ПРОТИВ УКРАИНЫ

Нижеподписавшиеся, представляющие правительства:____________

Принимая во внимание, что решение Российской Федерации начать нападения на Украину представляет собой серьезный вызов международному порядку после 1945 года, основанному на идее верховенства закона и принципах самоопределения всех народов и запрета на применение силы;

Принимая во внимание, что санкции и финансовые меры, хотя и необходимы, не могут решить эту проблему в одиночку;

Принимая во внимание, что международное право, по крайней мере с момента окончания Второй мировой войны, предусматривает индивидуальную уголовную ответственность для тех, кто планирует, готовит, развязывает или ведет агрессивные войны;

Принимая во внимание, что Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций «самым решительным образом осудила агрессию Российской Федерации против Украины в нарушение пункта 4 статьи 2 Устава Организации Объединенных Наций»;

Принимая во внимание, что проведение военных операций Россией, по-видимому, привело к совершению военных преступлений и преступлений против человечности на территории Украины;

Принимая во внимание, что Международный уголовный суд обладает юрисдикцией расследовать и, при необходимости, преследовать в судебном порядке военные преступления, преступления против человечности и геноцид, совершенные на территории Украины;

Принимая во внимание, что тридцать девять государств — участников Статута Международного уголовного суда передали ситуацию в Украине в Международный уголовный суд; и принимая во внимание, что прокурор МУС решил начать расследование в связи с этой ситуацией;

Принимая во внимание, что Международный уголовный суд в настоящее время не обладает юрисдикцией для расследования и, при необходимости, судебного преследования преступления агрессии, совершенного на территории Украины;

Принимая во внимание, что международная солидарность необходима для поддержания верховенства права и принципов Устава Организации Объединенных Наций, включая запрет на применение силы, а также для защиты Украины и основных прав ее народа, прекращения насилия и привлечения виновных к ответственности;

Ссылаясь на международное право, запрещающее военные преступления, преступления против человечности и преступление агрессии, а также на Межсоюзническую декларацию, подписанную в Сент-Джеймсе Дворец в Лондоне 13 января 1942 года;

Напоминая об изменениях в международном уголовном праве за последние восемьдесят лет;

Напоминая, что в Статуте МУС признается, что «каждое государство обязано осуществлять его уголовная юрисдикция в отношении лиц, ответственных за международные преступления»,

(1) Поддерживать все текущие расследования и разбирательства, связанные с военным вторжением России в Украину, в том числе в Международном суде, Международном уголовном суде и Европейском суде по правам человека;

(2) Приветствуем и поддерживаем осуществление юрисдикции Международным Уголовный суд по любым военным преступлениям, преступлениям против человечности и геноциду, которые могут быть совершены на территории Украины;

(3) Принять решение в духе международной солидарности предоставить юрисдикцию, вытекающую из национальных уголовных кодексов и общего международного права, специализированному международному уголовному трибуналу, который должен быть создан для расследования и судебного преследования лиц, совершивших преступление агрессии в отношении территории Украины, включая тех, кто оказал существенное влияние или способствовал совершению этого преступления;

(4) Признать, что осуществление юрисдикции этим трибуналом в отношении преступления агрессии должно дополнять и поддерживать осуществление юрисдикция МУС в отношении других международных преступлений.

ПОДПИСАВШИЕ

Достопочтенный Гордон Браун, бывший премьер-министр Соединенного Королевства

Дапо Аканде, профессор международного публичного права Оксфордского университета, член Комиссии международного права ООН (2023-2027)

Николай Гнатовский, профессор международного права Национального университета имени Тараса Шевченко Киевский университет, бывший президент Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания (2015-2021)

Мюррей Хант, директор Бингемского центра верховенства права, Британский институт Международное и сравнительное правоведение, приглашенный профессор права прав человека Оксфордского университета

Филип Лич, профессор права прав человека, Мидлсекский университет

Филипп Сэндс, КК, профессор Университетского колледжа Лондона, Адвокат.

Пол Остер, Нью-Йорк, Писатель

Профессор Лоуренс Буассон де Шазурн, профессор Женевского университета

Сэр Николас Братца, бывший председатель Европейского суда по правам человека

Ольга Буткевич, профессор, президент Украинской ассоциации международного права

Владимир Буткевич, профессор, бывший судья Европейского суда по правам человека

Хавьер Серкас, Барселона, писатель

Бенджамин Ференц, бывший прокурор Нюрнбергского военного трибунала

Дон Ференц, бывший председатель Глобального института по предотвращению преступлений агрессии

Достопочтенный Ив Фортье, КК, Монреаль

Стивен Фрай, Лондон, писатель