Стратегический выбор, теоретические и практические аспекты своего плана возможного будущего вступления Республики Кипр в НАТО, когда политические условия позволят это сделать, разработал президент Республики Кипр Никос Христодулидис и представил своему американскому коллеге Джо Байдену, по эксклюзивной информации Kathimerini, во время их недавней встречи в Овальном кабинете Белого дома. Это детальный, хорошо продуманный, долгосрочный план, состоящий из нескольких взаимозависимых этапов, который уже хорошо принят Вашингтоном. Знаменательно, что советник Белого дома по национальной безопасности Джейк Салливан, узнав о нем, назвал его «беспроигрышным», добавив, что «потенциал, который создаст такое развитие событий, будет огромным».
После Вашингтона Никос Христодулидис обсудил свой план с генеральным секретарем НАТО Марком Рютте.
Это был не первый раз, когда американцы слышали, как президент Христодулидис описывает свое видение места Кипра в быстро меняющемся мире: сначала он поделился им с бывшим госсекретарем Викторией Нуланд перед ее уходом из Госдепартамента, а затем с высокопоставленным представителем Пентагона США этим летом. Но его официальное представление на столь высоком уровне, как это было 30 октября, доказывает, что это план, который политически созрел в голове Христодулидеса, который, как сообщается, после Вашингтона обсуждал его в Бухаресте с генеральным секретарем НАТО Марком Рютте в кулуарах заседания Европейского политического сообщества.
Первой целью этого конкретного плана, как удалось узнать «К», является институционализация отношений Республики Кипр с НАТО, с ее участием в важной организации, которая считается предшественницей членства в Североатлантическом альянсе. Однако, чтобы этого достичь, этому должен предшествовать ряд цепных событий, основной отправной точкой которых являются позитивные сдвиги в кипрской проблеме и прогресс в евротурецких делах. Это могло бы, например, разблокировать сотрудничество Анкары с европейскими организациями и институтами, которые очень полезны для Анкары и ее промышленности, что до сих пор блокировалось отказом и вето Никосии. Очевидно, что для инициирования вышеупомянутых событий необходимо многоуровневое сотрудничество с международным фактором, которое Республика Кипр готова поддержать.
Три стратегические цели
Параллельно со всем этим и одновременно с формированием соответствующих политических условий Республика Кипр обратилась к США с просьбой выполнить три ключевые стратегические задачи. Во-первых, возможность закупать в США оборонное оборудование, что, чтобы быть осуществимым, требует превращения ежегодного продления отмены эмбарго на поставки оружия как минимум в трех- или пятилетнее. По словам надежных источников «К», президент Байден на встрече в Овальном кабинете пообещал, что он примет соответствующие меры с Конгрессом, чтобы удовлетворить эту «разумную», как он выразился, просьбу. Подчеркивается, что для этого необходимо изменить существующее законодательство, и соответствующая поправка сенатора Кори Букера уже находится на рассмотрении, не исключено, что она будет включена в оборонный бюджет США до конца года.
Второе требование, которое должна выполнить американская сторона в рамках кипрского плана, — это дальнейшая существенная модернизация в области совместного обучения членов Национальной гвардии Кипра в военных академиях США. Эта возможность была официально оформлена совсем недавно и касается двух из пяти американских учебных заведений, предлагающих четырехлетние военные программы. Республика Кипр считает совершенно необходимым увеличить количество предлагаемых мест, и американская сторона положительно реагирует и на эту просьбу.
Третья цель — решительный вклад США в постепенную модернизацию обороноспособности Кипра, а также военных сил, средств и имущества до стандартов НАТО. Кипр уже продемонстрировал, что в долгосрочной перспективе он может стать абсолютно необходимым благодаря своей общей инфраструктуре, портам, аэропортам и военным объектам, которые уже обслуживают американские войска, в такой степени, что это произвело впечатление на Вашингтон. В связи с этим не исключено, что до конца года произойдут события, связанные с бесплатным предоставлением Кипру оборонного оборудования, а также с поставками техники по программам международных продаж.В частности, что касается базы «Андреас Папандреу» в Пафосе, то США были бы заинтересованы в постоянном военном присутствии своих войск, что пока невозможно по чисто практическим пространственным причинам, так как там также размещены войска других стран. Чтобы отреагировать на такой вариант развития событий, Никосия, судя по всему, ищет у США финансовой помощи для расширения базы, которая впоследствии могла бы быть построена по американским стандартам и размещать военнослужащих вооруженных сил США на постоянной основе.
Сенаторы
Стоит отметить, что одной из причин, по которой в октябре Кипр посетила высокопоставленная делегация сенаторов, занимающих важные посты и имеющих влияние в важнейших комитетах Конгресса, было именно это. Чтобы внимательно изучить возможности и досконально проработать детали плана развития этого объекта, который они единодушно назвали «имеющим огромное стратегическое значение».
Об укреплении новой роли Кипра в центре стратегии США в регионе свидетельствуют и контакты, которые президент Христодулидис провел с ключевыми членами республиканского большинства в Конгрессе сразу после победы Дональда Трампа на выборах. В телефонном разговоре с сенаторами, которые тесно сотрудничают со следующим президентом США, он подтвердил намерение нового руководства сохранить и еще больше укрепить роль Кипра в регионе. В разговоре с одним из сенаторов, который входил в состав октябрьской делегации, было сказано, что «Кипр — это та страна, на которую мы можем положиться, чтобы добиться того, чего мы хотим в регионе». Он даже заверил Христодулидеса, что следующий госсекретарь Марко Рубио очень хорошо знает своих друзей, конкурентов и врагов в регионе и что новая администрация США намерена тесно сотрудничать с треугольником Израиль-Греция-Кипр.
Препятствия
Кипрская сторона полностью признает практические трудности, препятствия, противодействие и проблемы, с которыми ей придется столкнуться на долгом пути к конечной цели — реализации видения возможного будущего членства в НАТО. Однако в Вашингтоне и Никосии ценят, что сам факт открытия этой дискуссии, даже на чисто предварительной стадии, нарушающей табу внутри и за пределами границ Кипра, является событием, имеющим огромное значение для ориентации Республики Кипр — теперь уже постоянного характера и без колебаний, — и событием, чрезвычайно выгодным как для Республики Кипр, так и для Североатлантического альянса и Соединенных Штатов.