Давид Игнатиус: Секретное планирование, благодаря которому Белый дом был на шаг впереди России

Первое указание, которое госсекретарь Энтони Блинкен получил от президента Байдена, состояло в том, чтобы “перезагрузить” американские альянсы и партнерства за рубежом, чтобы Соединенные Штаты могли справиться с предстоящими вызовами. Эта стратегия оказалась бы решающей в борьбе с агрессией России против Украины.

На этой неделе Блинкен и другие официальные лица сообщили мне новые подробности, описав серию закулисных встреч за последний год, которые помогли сформировать возглавляемую США коалицию в поддержку Украины. Его рассказ подтверждает высказывание президента Дуайта Д. Эйзенхауэра в речи 1957 года: “Планы ничего не стоят, но планирование — это все”.

Секретное планирование администрации Байдена началось в апреле 2021 года, когда Россия сосредоточила около 100 000 военнослужащих на границе с Украиной. Наращивание оказалось уловкой, но Блинкен и другие официальные лица обсуждали разведданные США о действиях России с лидерами Великобритании, Франции и Германии на встрече НАТО в Брюсселе в том месяце. Их послание было таким: “Нам нужно подготовиться”, — сказал высокопоставленный представитель Госдепартамента.

Германия была неохотным, но важным союзником, и прошлым летом администрация Байдена приняла спорное решение, которое, вероятно, имело решающее значение для получения поддержки Германии против России. Байден дал Германии добро на первоначальный раунд санкций против компании, строящей газопровод «Северный поток-2», в обмен на обещание канцлера Ангелы Меркель, что в случае вторжения России «Северный поток-2» будет свернут. Когда началось вторжение, Меркель уже не было, но ее преемник Олаф Шольц сдержал обещание.

По словам Блинкена, избежав кризиса с Германией на раннем этапе, “конечным результатом стало то, что фундамент был заложен, когда русские продолжили агрессию”.

Эта дипломатия США получила высокую оценку Эмили Хабер, посла Германии в Вашингтоне. “Формулировка в совместном заявлении [о «Северном потоке»] была расплывчатой, но администрация доверила старому, а затем и новому канцлеру следить за этим. Что и произошло”, — сказала она мне. “Я подумал, что это возвышенная форма управления партнерством”.

Украинская угроза накалилась в октябре, когда Соединенные Штаты собрали разведданные о возобновлении российского наращивания на границе, а также “некоторые подробности о том, каковы на самом деле были планы России в отношении этих сил”, сказал Блинкен. Эта оперативная деталь “действительно открыла глаза”. Группа 20 стран встречалась в конце октября в Риме, и Байден отозвал в сторону лидеров Великобритании, Франции и Германии и подробно ознакомил их со сверхсекретными доказательствами.

“Это было достаточно воодушевляюще, что было достигнуто соглашение… о том, чтобы конкретизировать последствия для России, если она продолжит агрессию”, — сказал Блинкен.

Директор ЦРУ Уильям Дж. Бернс отправился в Москву 1 ноября 2021 года, чтобы предупредить президента Владимира Путина о том, что Соединенные Штаты и их союзники готовы вооружить Украину и ввести сокрушительные санкции против России, если он вторгнется. Путин, очевидно, думал, что Байден не сможет выполнить свои обязательства.

Поначалу убедить президента Украины Владимира Зеленского серьезно отнестись к угрозе вторжения было нелегко. Блинкен беседовал с ним на климатическом саммите COP 21 в Глазго в начале ноября и представил сводку разведданных о планах России. “В основном у меня была задача сказать ему, что мы считаем вероятным вторжение в его страну”, — вспоминал Блинкен. По словам представителя Госдепартамента, Зеленский был настроен скептически.

Угроза санкциями может быть пустым дипломатическим ритуалом. Но в декабре Блинкен и его коллеги начали серьезно обсуждать с союзниками, какие шаги они предпримут. Первоначальным местом проведения была встреча министров иностранных дел Группы семи в Ливерпуле, Англия, 11 декабря. Участники публично заявили, что это будет иметь “серьезные последствия и серьезные издержки”, вспоминал Блинкен. В результате, по его словам, “когда агрессия действительно произошла, мы смогли немедленно начать действовать”.

Военное планирование НАТО ускорилось вместе с дипломатией. Генерал ВВС. Тод Уолтерс, командующий силами НАТО, сказал мне, что его коллеги начали готовить в декабре и январе “наземные линии связи”, которые позволили бы быстро доставлять оружие в Украину. Они изучали точки входа для поставок и другие практические детали. Этот оружейный конвейер доставил ракеты «Стингер» и «Джавелин» до начала вторжения 24 февраля и с тех пор передал огромное количество более тяжелого оружия.

Разведка США предоставила Украине предварительный просмотр плана действий Путина. Хотя Россия окружила Украину 150 000 военнослужащих, реальной стратегией Путина был молниеносный, обезглавливающий удар по Киеву относительно небольшой группой элитного спецназа. Русские планировали захватить аэропорт имени Антонова в Гостомеле, к западу от столицы, а затем использовать его для быстрой переброски войск в Киев.

Украинцы знали, что русские придут. По словам двух осведомленных чиновников, Бернс тайно ездил в Киев в январе, чтобы проинформировать Зеленского о российском плане. Украинцы использовали разведданные США, чтобы разгромить атакующие силы в Гостомеле, в том, что может оказаться решающим сражением войны. “У русских не было Плана Б”, — пояснил Марек Менкишак, аналитик польской разведки из Центра восточных исследований в Варшаве.

Менкишак объяснил значение разведывательного переворота, который раскрыл план обезглавливания: “Русские сами себя загнали в ловушку. … Предполагалось, что это будет не полномасштабная война, а спецоперация”, которая свергнет правительство Зеленского и установит податливый промосковский режим.

Во время подготовки к войне Байден иногда, казалось, говорил неправильно. Но у него был ясный взгляд на меняющуюся стратегическую ситуацию. Ранее, например, Байден пришел к выводу, что лучшим способом разрушить надежды Путина на разделение НАТО было бы присоединение двух новых сильных членов — Финляндии и Швеции.

Байден провел переговоры с президентом Финляндии Саули Ниинисте. По словам Блинкена, он звонил ему в декабре, а затем в январе, чтобы поговорить о российской угрозе. Затем Байден пригласил Ниинисте посетить Белый дом в марте, и пока они сидели в Овальном кабинете, Байден предложил им позвонить премьер-министру Швеции Магдалене Андерссон, дозвонившись до нее поздно вечером. К маю, они вдвоем посетили Белый дом, празднуя планы своих стран вступить в НАТО.

Источник: The Washington Post