Что тревожит в президенте Зеленском

Журналистика и публицистика полны словесных, образных штампов — это естественно. Количество тем, волнующих людей, ограничено. А вот количество столетий, на протяжении которых люди на эти темы пишут, растёт. Пишущих людей становится всё больше, пишут они всё чаще. И это тоже нормально.

Мир, в котором мы живём, становится всё динамичней. Тех или иных важных событий происходит всё больше. Времени для их оценки и анализа — всё меньше. И часто его просто не хватает на словесную свежесть, словесное новаторство, на новизну словесной канвы. Тут бы смысл, суть донести. Пусть и при помощи побитых временем штампов.

В числе многих прочих, в публицистическом обиходе используется и следующий штамп-образ: только ленивый не пишет (не говорит) о том-то или о ком-то. Пожалуй, использую и я  этот штамп.

Только ленивый сейчас не говорит или не пишет о нынешнем президенте Украины Владимире Зеленском и его политике. Я, к худу ли, к добру ли, недостаточно ленив. Да и родом из Украины. Очень переживаю за неё. Болею ею. Посему присоединяюсь к неленивым.

Итак, Зеленский. Коллективный Зеленский, имею в виду его команду, и Зеленский персонально.

Многие мои друзья и хорошие знакомые в Украине, многие уважаемые мной люди активно, с энтузиазмом поддерживали и поддерживают нового президента. И я их понимаю. Старая, так называемая политическая элита Украины давно и заслуженно скомпрометировала себя в их глазах.

Четверть века политические кланы, прикрываясь самыми разными идеологическими вывесками, лишь бесстыдно и цинично грабили свою страну. Без конца рвали друг у друга производственные активы и денежные потоки. Внезапное появление в украинской политике нового, и в тоже время узнаваемого и популярного лица, яростно и проникновенно обличающего системную коррупцию во властных структурах, не могло не найти массовую поддержку.

Но Зеленский победил не только благодаря беспроигрышной антикоррупционной риторике. Зеленский пообещал Украине мир.

С точки зрения предвыборной стратегии, это был неотразимый, гарантированно успешный ход его политтехнологов и его лично. Какой же нормальный человек не хочет мира?

Вот только война на украинской территории не заканчивается уже несколько лет. И где-то существует совершенно конкретный виновник того, что она не кончается. Кто он?

Коллективный Зеленский объявил, что в войне виновна некая «партия войны» на Украине. И дал понять, что одним из её руководителей является Порошенко. В многочисленных группах поддержки Зеленского в интернете его поклонники выражаются более откровенно. Они прямо обвиняют в войне всех политиков, возглавлявших Украину после бегства Януковича, обвиняют в войне антикриминальную «Революцию достоинства», обвиняют в войне Майдан и его участников…

Итог: за Зеленского во втором туре проголосовали многие патриоты независимой, европейской Украины, справедливо считающие, что Порошенко со своим коррупционным кланом дискредитирует их батькивщину, и проголосовали очень многие сторонники капитуляции Украины перед путинским «русским миром».

Зеленский прекрасно понимает, кому он обязан своим избранием. И поэтому постоянно делает самые различные политические заявления, часто друг другу противоречащие, адресованные как первой, так и второй части своих избирателей. Он постоянно убеждает своих, таких разных, сторонников, что они едины. Убеждает искренне и по актёрски  талантливо.

Но помогут ли ему эти заклинания усидеть на двух стульях? Помогут ли они скроить из этих стульев какое-никакое кресло?

Лично Зеленский производит впечатление искреннего человека. Пока производит. И мне, по слабости характера, пока хочется подозревать в нём хорошее. Хочется его оправдывать. Мне хочется считать, что коллективный Зеленский, его команда, в тактических предвыборных целях убедили своего лидера совершить чудовищную стратегическую ошибку, прибегнуть ко лжи — назначить виновниками войны в Украине своих политических оппонентов. А это именно ложь.

Зеленский — не идиот. Он не может не знать, кто оккупировал украинский Крым, кто вторгся на Донбасс. Не может не знать, кто ведёт постоянную подрывную войну против его страны и против него лично как президента. Но он стал заложником своего совершенно безответственного публичного обязательства дать Украине то, чего он сам дать не в силах. Дать стране мир.

Страна, подвергшаяся агрессии, страна, у которой агрессором вооружённым путём отторгнута часть территории, не может в одностороннем порядке установить мир. Она может или дать отпор агрессору, принудив его к миру на определённых условиях, или капитулировать перед агрессором, приняв любые условия этого агрессора.

Зеленский, стремясь как-то выполнить свои невыполнимые обязательства перед своими избирателями, оказался в безвыходной ситуации. Путин, пока он жив, Крым не вернёт. Путин, пока он жив, не вернёт Донбасс на украинских условиях. Для него это — политическое самоубийство.

Интеграция же бандитских оккупированных районов Донбасса в Украину такими, какие они есть — самоубийство для Украины. Как это ни горько, как это ни тяжело, но наиболее приемлемым вариантом для Украины в данных условиях было бы замораживание конфликта с вводом международных военных контингентов ООН на линию фронта. Но Путин не пойдёт и на это.

И персонально Зеленский, реально выбранный президент, президент, реально зависящий от своих избирателей, которым он популистски пообещал невыполнимое, оказался в ловушке, которую ему создал его же, коллективный Зеленский.

Вторая политическая ошибка Зеленского — в крайне избирательном обличении коррупции. Все коррупционные и прочие   обвинения целенаправленно концентрируются исключительно на послемайданных политиках. Их фамилии постоянно на слуху. Их всячески демонизируют. Их просто систематически информационно уничтожают. Накал ненависти публикующихся о них материалов таков, что ещё немного — и искусственно доведённый до истерики электорат Зеленского потребует на «стихийных» митингах от своего вождя «расстрелять этих людей как бешеных собак!»

О домайданной тотальной коррупции и домайданных коррупционерах времён Януковича коллективный Зеленский не вспоминает. Коллективный Зеленский не вспоминает о попытке клана Януковича выстроить на Украине вертикаль власти по путинской модели, попытке фактически ввести в Украине диктатуру. Естественно, не вспоминает и о том, что именно Майдан спас Украину, всю Украину от участи Крыма, Донецка, Луганска.

Больше того, в команде Зеленского я вижу людей из клана бандита Януковича. И именно эти люди сейчас наиболее активно обличают коррупцию клана Порошенко. Этот факт не может не вызывать у меня недоумения, тревоги, негодования.

Также вызывает отторжение, даже стилистическое отторжение, агитация за Владимира Александровича в его группах поддержки. Где-то я уже это видел. Где-то я уже это читал. Да, да. «Голосуй сердцем!» Все посты в его поддержку обращены исключительно к эмоциям человека, обращены к чувствам человека. К слепым чувствам.

«Самый лучший президент!», «С ним Бог!», «Только он спасёт Украину!», «Я ему ВЕРЮ!!!»

Безапелляционно. Не рассуждая. Не объясняя. Не аргументируя. Отказывая читателю даже в попытках засомневаться в подобных, не терпящих сомнений утверждениях.

Самый лучший президент? Почему? Только потому, что он нов?

С ним Бог? Потрудитесь обосновать. Какими критериями оперируете? Да и что делать с богоносным президентом атеистам?

Только он спасёт Украину? Из сорока миллионов украинцев — именно он? Опять таки — почему? Да и это можно воспринимать лишь как аванс, который ничем пока не гарантирован.

 Вы ему верите? Призываете и меня слепо верить ему? Но я не хочу быть слепцом. Жизнь научила меня анализировать, критически сверять те или иные слова и действия с предыдущим историческим опытом и так далее.

Такое ощущение, что кто-то пытается слепить из Владимира Александровича очередного банального «вождя». А это уже очень дурной тон. Кто-то в коллективном Зеленском очень невысоко оценивает интеллектуальный уровень его сторонников, и обращается с ними, как пастух с баранами. По моему убеждению это — оскорбительно.

Давайте попытаемся не быть ни чьими баранами.

Леонид ГРИГОРЬЕВ