Битва за Донбасс: главное 13 июня

Основные силы атакующих сил России сейчас сосредоточены в Луганской и Донецкой областях. После поражения под Киевом, Россия заявила о новых целях «спецопераций в Украине»: установить полный контроль над Донбассом и югом Украины для обеспечения сухопутного коридора в аннексированный Крым, получения выхода в Приднестровье, а также «влияния на жизненно важные объекты украинской экономики».

По оценкам военных аналитиков, Кремль перешел от параллельного выполнения задач к последовательному, и если ему удастся продвинуться на Донбассе, он возьмется за другие области. Именно поэтому исход битвы за Донбасс так важен. Здесь Радио Донбасс.Реалии обновляет информацию о том, в каком состоянии сейчас города востока, и как армия Украины отбивает атаки там.

Секретарь СНБО Украины Алексей Данилов заявил, что для освобождения захваченных территорий Украине нужно 6 новых батальонных тактических групп общей численностью 25 тысяч бойцов.

А замглавы офиса президента Украины Михаил Подоляк озвучил необходимое количество техники для перевеса в войне: 1 000 гаубиц 155 мм, 300 РСЗО, 500 танков, 2 000 единиц бронетехники и 1000 дронов.

На некоторых участках фронта на Донбассе уже присутствуют гаубицы М777. Но, по словам военных, на многих участках артиллерии все еще не хватает для эффективного отпора войскам Кремля.

Луганская область

По сообщению Генштаба, войска России в прошлые сутки вытеснили защитников Украины из центра Северодонецка. Они пытаются создать окружение в районе Северодонецка и Лисичанска и блокировать пути снабжения украинской армии из Бахмута. Силы спецопераций Украины и Нацгвардия сообщили, что из гаубиц М777 разбили под Северодонецком три установки «Град» армии РФ.

Агрессор переместил дополнительную бронетехнику и артиллерию под Кременную и Старобельск и возобновил наступление в районе Золотого.

Под Северодонецком у России есть превосходство в тяжелой технике, поэтому бои там настолько трудные, объясняет Радио Свобода командир батальона «Свобода» Нацгвардии, капитан Петр Кузик, который воюет в этой точке. Главное – закрыть проблемы в артиллерии на этом направлении, говорит он. Россия постоянно подтягивает под Северодонецк резервы, несет потери – и снова бросает в бой новую пехоту.

ВСУ 5 июня подтвердили гибель в Луганской области российского генерал-майора, командующего 1-м армейским корпусом (группировка «ДНР») России Романа Кутузова.

Несколько недель подряд в апреле Россия пыталась форсировать Северский Донец в районе Белогоровки. Эту понтонную переправу военные Украины неоднократно разбивали, в один таких разов армия РФ понесла большие потери: по подсчетам ISW, значительную часть бронетехники по меньшей мере одной батальонной тактической группы. Сейчас под контролем Украины остается лишь около 5% области, но это крупные города Северодонецк и Лисичанск. 7-8 мая войска Украины отошли от Попасной, которую Россия пыталась взять больше месяца.

Донецкая область

На Славянском направлении российские войска, по сообщению Генштаба, безуспешно штурмовали Долину и Богородичное.

Под Бахмутом ВСУ отбили штурм в направлениях Викторовка – Врубовка и Камышеваха – Врубовка. Россиякие войска закрепляются на рубеже Роты – Мироновка, безуспешно вели штурм в направлениях Доломитное – Кодема, Доломитное – Новолуганское. По самому Бахмуту вечером 12 июня был авиаудар.

В районе Красногоровки по позициям армии Украины стреляли со штурмовой авиации. Под Лиманом активных боевых действий, по данным командования, не было.

Судя по пропагандистским видео России, уже около недели ее войска находятся в Святогорске (показана центральная часть города), но Украина официально об оккупации города не заявляла.

Мариуполь

Вышедшие с «Азовстали» военные сейчас находятся в России или на оккупированных ею территориях. По заявлениям российской стороны, в плену у нее две с половиной тысячи военных с «Азовстали», Украина цифр не озвучивала. Президент Украины Владимир Зеленский 25 мая заявил, что Россия затягивает процесс обмена и напомнил, что к эвакуации были привлечены ООН и МККК. Министерство иностранных дел России 25 мая назвало преждевременными разговоры об обмене украинских защитников Мариуполя на российских солдат. Исходя из этого заявления, РФ собирается сначала вынести бойцам приговоры по своим законам.

Поздно вечером 16 мая с «Азовстали» начали выходить защитники города, державшие там оборону (36-я бригада морской пехоты, «Азов», Нацгвардия, полиция, пограничники, терроборона). Раненых вывезли в больницу Новоазовска, остальных в Еленовку (и то, и то – оккупированная территория Донецкой области). Власть Украины заявляла, что по договоренности их должны передать на подконтрольную территорию.

«Идет определенная операция, детали которой не буду разглашать. Спасибо всему миру и спасибо Украине за поддержку. Увидимся», – сказал замкомандира полка «Азов» Святослав Паламар («Калина») вечером 19 мая, когда еще находился на территории завода.

Больше месяца продолжался штурм и обстрелы завода с воздуха, почти беспрерывно. Командир 36-й отдельной бригады морской пехоты ВМС Украины Сергей Волынский и замкомандира Азова Денис Прокопенко все это время призывали мир помочь с эвакуацией раненых военных, оказавшихся в осаде. Бойцы акцентировали, что в окружении раненые умирают, в том числе, от гангрен: нет антибиотиков, анестезии, не хватает хирургических инструментов. Посредничество в процедуре экстракции (выход через третью страну) предлагала Турция.

Раньше, чем военных, российские войска выпустили с завода гражданских. Они проходили фильтрацию и большинство из них (нет уверенности, что все) выехали на подконтрольную Украине территорию. Так, во время эвакуации 4-летнюю девочку разлучили с ее матерью, которую отправили в российский фильтрационный лагерь. В Службе по делам детей Запорожской области говорят, что это 36-й случай, когда дети до 14 лет сами, без родителей, прибывали во время эвакуации в Запорожье.

По данным Генштаба ВСУ, удерживая позиции на «Азовстали», военные не позволили противнику перекинуть группировку численностью в 17 батальонных тактических групп (около 20 тысяч личного состава) на другие направления. Разведка Британии сообщала, что украинская оборона Мариуполя истощила российские подразделения и снизила их боеспособность.

По оценкам мэрии Мариуполя, в городе остается около 100 тысяч гражданского населения, и еще 50 – в селах вокруг. Мэрия предупреждает об угрозе смертоносных эпидемий в городе из-за отсутствия питьевой воды, лекарств и антисанитарии. Проект Схемы ранее обнаружил на спутниковых снимках Maxar Technologies уже 4 браткие могилы погибших жителей Мариуполя: в ВиноградномСтаром КрымуМангуше и возле кладбища Мариуполя.

Харьковская область

Здесь российские войска находятся в обороне и по-прежнему сосредотачивают свои усилия на том, чтобы не не дать украинским подразделениям выйти на границу. Дистанционно миновали пути выдвижения армии Украины в районе Петровки, 20 км восточнее Старого Салтова. Был частично успешный российский штурм в направлении Тернова – Избицкое.

Куда все движется

Военно-политический обозреватель группы «Информационное сопротивление» Александр Коваленко считает, что на наступление по всей линии фронта у войск РФ не хватит сил, но к тактическим отступлениям украинцам нужно быть готовыми. «Поскольку ВСУ поддерживают именно тактику и стратегию оборонной войны, мы будем вынуждены в случае очень большой опасности осуществлять тактическое отступление от тех или иных участков». Коваленко говорит, что войска России действуют сейчас аккуратнее, потому что испытывают недостаток ресурсов, и называет условный упех инерционным явлением, которое со временем будет нивелировано.

«Можно выиграть одну или несколько битв, но проиграть войну», – соглашается с этим руководитель военных программ Центра Разумкова Алексей Мельник.

К украинским границам и на оккупированную территорию Россия уже перебросила все силы, имевшиеся в наличии, констатирует аналитик Conflict Intelligence Team Кирилл Михайлов. Он подтверждает, что сейчас Россия концентрируют силы в районе Северодонецко-Лисичанского выступа, который будет пытаться окружать и выйти на трасу Лисичанск-Бахмут.

По мнению Михайлова, наступательный потенциал армии России будет исчерпан при любом исходе битвы за Донбасс: развивать наступление на другие регионы она уже, вероятно, не сможет.

Генерал ВСУ, первый заместитель Командующего Силами специальных операций ВСУ (2016–2019 гг.) Сергей Кривонос акцентирует, что главная задача для Украины сейчас – готовить персонал для контрнастуления, которое потребует иных умений.«Нам нужны обученные, подготовленные люди. Поэтому вопрос стоит не просто о мобилизации, а о мобилизации и последующей профессионыльной подготовке людей, дабы они могли не просто погибнуть за свою родину, а активно и успешно воевать и выжить в бою. Подразделения, которые находятся в обороне, имеют одну систему подготовки, а те, которые будут необходимы для наступления, другую: начиная от психологической и заканчивая нюансами ведения разведки и поражения противника. Потому задача номер один – спокойно и планомерно готовить тех, кто сейчас находится в тылу, чтобы они потом могли начать наступление обучено, и каждый знал свой маневр. А те, кто сейчас в обороне, обеспечивают возможность их подготовки».

Военный эксперт Украинского института Будущего Иван Ступак оценивает, что опасный период, когда армия России будет прорываться в Северодонецкую агломерацию, закончится в момент, когда украинские военные получат достаточно дальнострельной артиллерии от партнеров и смогут отстреливать боеприпасы, не получать ударов в ответ.

По мнению директора Центра исследования армии, конверсии и разоружения Валентина Бадрака, несмотря на то, что Россия в целом терпит поражение, проблемой для Украины может стать переход российских войск в оборону (собственно, это уже произошло в Харьковской области). Для того, чтобы выбить их с захваченных территорий, потребуется военная техника от партнеров.

На Харьковском направлении стратегическим направлением для контратаки Украины является Волчанск. Взяв его, Украина перекрыла бы трассу и жд-ветку, по которой снабжается изюмская группировка Кремля. Оттуда она пытается зайти в тыл украинским войскам и окружить Северодонецк. Бои там продолжаются.

Все военные эксперты, которые анализировали ход военных событий в эфирах Радио Донбасс.Реалии, сначала обращали внимание на планы России устроить большое окружение украинской группировки на Донбассе: от Изюма до Мариуполя. Это уже не удалось. Остаются риски малых окружений (вокруг Северодонецка, на данный момент).

Почему это «битва за Донбасс». Агрессия России на востоке Украины началась в 2014 году, и с 2016-17 перешла в замороженную фазу; часть областей находилась под оккупацией, включая областные центры Донецк и Луганск. После полномасштабного вторжения России в Украину 24 февраля 2022 года, войскам агрессора удалось захватить, в добавок к ОРДЛО, еще северную часть  Луганской области и Волноваху. Другие города, особенно Северодонецк, Лисичанск, Рубежное, Попасная, Счастье, Золотое и Горское находились в течение марта под сильным огнем из артиллерии и с воздуха. Частично они разрушены. С севера русские войска наступают на Изюм; на юге в их блокаде находится Мариуполь. Западные разведки и украинской командование после поражения войск России под Киевом и, фактически, провала масштабной операции в пределах всей Украины, прогнозировали, что Кремль стянет все силы на восток и начнет там мощное наступление. Эти планы озвучивала и сама Россия. Местная власть Донецкой и Луганской областей на протяжении нескольких недель призывали все граджанское население временно уехать из региона. Большинство людей это сделали. Часть гражданских все же осталась. Сейчас эвакуация из части городов и поселков уже невозможна из-за разрушительных ударов по ним.