Абрамович тайно сотрудничал с Кремлем в крупной лесной компании

Адвокаты российского олигарха Романа Абрамовича утверждают, что он не должен подвергаться санкциям, потому что его связи с Кремлем слабы, но новые документы показывают, что он много лет тайно сотрудничал с российским правительством в лесопромышленном предприяти, сообщает OCCRP.

Ключевые результаты

  • Роман Абрамович вложил около 230 миллионов долларов в крупную российскую лесопромышленную компанию с 2008 по 2016 год.
  • Российское правительство стало акционером лесной компании в 2013 году через дочернюю компанию компании, в значительной степени принадлежащей ее государственному фонду благосостояния.
  • Связи собственности Абрамовича были скрыты за сложной корпоративной структурой, но были раскрыты в просочившейся переписке.
  • И Кремль, и Абрамович продали свои доли в компании в январе 2022 года, всего за месяц до вторжения России в Украину.

Российский миллиардер Роман Абрамович был прямым партнером российского правительства в течение почти десяти лет в лесном предприятии стоимостью не менее полумиллиарда долларов, как показывают просочившиеся документы, что противоречит его заявлениям об ограниченности его связей с Кремлем.

Абрамович, состояние которого составляет около 9 миллиардов долларов, попал под санкции Европейского союза и Великобритании за свои связи в Кремле после вторжения России в Украину в феврале. США не ввели санкции против Абрамовича, но недавно активизировали охоту за его активами.

В судебном процессе, направленном на снятие санкций ЕС, адвокаты Абрамовича утверждали, что у него не было серьезных связей с российским правительством.

Но отчеты компании и просочившиеся документы о соответствии с Кипра показывают, что Абрамович на самом деле вложил значительные средства в крупную лесопромышленную компанию Russia Forest Products (RFP), в которой российское правительство также было крупным акционером. И российское правительство, и Абрамович продали свои доли RFP в январе этого года, всего за месяц до вторжения в Украину.

Новые результаты «обнажают утверждения о том, что [Абрамович] не имел прямого партнерства с Кремлем и не извлекал выгоды из этих отношений», — сказал Джеймс Генри, экономист и давний журналист-расследователь, специализирующийся на банковском деле и офшорном секторе.

«Он отрицал это, но поскольку его владения, включая земельные и лесные концессии, также или в основном находились в России, вполне логично, что он был бы партнером», — добавил Генри. «Российская экономика глубоко политическая, и Кремль контролирует все важное».

Акционер с 2008 года, Абрамович владел чуть менее трети RFP к 2013 году через компанию Minden, зарегистрированную на Британских Виргинских островах, согласно контрактам, кредитным соглашениям, документам и другой внутренней переписке, полученной OCCRP. Судя по документам, через  Minden он инвестировал около 230 миллионов долларов в лесопромышленную компанию в период с 2008 по 2016 год.

В 2013 году Кремль стал партнером Абрамовича, когда инвестировал в RFP через зарегистрированную на Кипре компанию Amarudo. К 2021 году Амарудо был крупнейшим акционером RFP, которому принадлежало более 40 процентов компании. Amarudo является дочерней компанией Российско-китайского инвестиционного фонда (РКИФ), инвестиционной компании со штаб-квартирой в Москве.

РКИФ заявил в публичных документах, что на 45 процентов он принадлежит Российскому фонду прямых инвестиций (РФПИ), суверенному фонду России, еще 40 процентов принадлежат правительству Китая, а 15 процентов — китайской компании по управлению инвестициями, Сити Капитал. Однако конфиденциальное соглашение от 2013 года, полученное OCCRP, указывает на то, что РФПИ в то время контролировал 60% РКИФ.

Фото: OCCRP

Доля российского правительства в RFP стала известна из документов, связанных с продажей RFP в январе 2022 года японской компании Lida, зарегистрированной на Токийской фондовой бирже.

Генри сказал, что тот факт, что ряд руководящих сотрудников РКИФ являются русскими, 70 процентов его инвестиций находятся в России, а его крупнейшая доля принадлежит российскому правительству, дает Москве «большой эффективный контроль в качестве акционера».

Тем не менее, корпоративная структура фонда позволила ему избежать санкций США, ЕС и Великобритании, которые требуют, чтобы более половины компании принадлежало России.

РФПИ, напротив, попал под санкции в марте. В заявлении Совета ЕС говорится, что он запретил членам «инвестировать, участвовать или иным образом вносить вклад в будущие проекты, софинансируемые Российским фондом прямых инвестиций».

Ни Абрамович, ни РКИФ не ответили на запросы о комментариях.

Разрыв связей и крупный выигрыш

В 2016 году Minden передала свою долю в RFP в размере 31,37% кипрской холдинговой компании Protonius. Документы компании показывают, что Protonius, который инвестирует в недвижимость, в основном в России, в 2020 году получил доход более 1,6 миллиарда долларов.

Protonius и его инвестиции управлялись московским отделением частной инвестиционной компании Абрамовича Millhouse. Но принадлежность Protonius Абрамовичу так и осталась бы скрытой, если бы не утечка документов кипрского поставщика корпоративных услуг Meritservus, у которого Protonius был клиентом.

Одно письмо от Meritservus подтверждает, что Абрамович является конечным бенефициарным владельцем Protonius, и подробно описывает сложную корпоративную структуру, скрывающую его связь с фирмой.

Согласно письму, Protonius находится в совместной собственности двух компаний с Британских Виргинских островов, Ronero Investments Limited и Capricornus Investments Limited. Capricornus, в свою очередь, принадлежит Ронеро, говорится в письме Meritservus, а это означает, что Ронеро в конечном итоге владеет 100 процентами Protonius.

Фото: OCCRP

Что касается того, кому принадлежит Ronero, далее в письме говорится, что акции компании принадлежат кипрской компании Corptec Trustee Limited от имени базирующегося в Джерси траста под названием Grano Trust, и что Абрамович «является учредителем и конечным бенефициаром Грано Траст».

Фото: OCCRP

Продажа RFP всего за месяц до вторжения России в Украину помогла оградить Protonius от ответной реакции на антироссийские санкции.

Это также принесло Абрамовичу крупную выплату: корреспонденция из утечки показывает, что Protonius выплатил более восьми миллиардов рублей (около 110 миллионов долларов) на личные счета Абрамовича в Credit Suisse и на счета Capricornus и Ronero, материнских компаний Протония, принадлежащих траст Абрамовича. как продажа была завершена.